Опера «Князь Игорь» — единственное в своем роде творение мировой музыкальной классики. Это — музыкальное воплощение образов русской героической поэмы, написанной безвестным автором много столетий тому назад и полностью сохранившей до нашего времени свою неувядающую красоту. По своему характеру сюжет «Слова о полку Игореве» как нельзя более подходил для Бородина — композитора, носившего в своей душе тот же эпический размах, создавшего наряду со своим оперным шедевром могучую «Песню темного леса» и «Богатырскую» симфонию, навеянную образами русского героического эпоса.
Сам Бородин указывал, что его идеалом была опера «Руслан и Людмила» Глинки, с ее широтой симфонического развития, стройностью и закругленностью форм. Однако самый сюжет выдвигал перед автором «Князя Игоря» иные задачи, и они были решены вполне самостоятельно. Опера Бородина рассказывает о реальных исторических событиях, что сближает ее с «Иваном Сусаниным», «Борисом Годуновым», «Хованщиной», при всей самостоятельности ее стиля. Каждая страница этой гениальной партитуры отмечена ярчайшей и неповторимой композиторской индивидуальностью.
Поистине замечательны массовые хоровые сцены, в особенности величественный пролог, замечательны и образы русских людей, прежде всего — Игоря и Ярославны, написанные кистью великого реалиста. В знаменитой сцене Половецкого стана композитор воплощает красоту искусства Востока, поэзию его песен, вихревой полет его плясок. В традиционное для русской классической оперы сопоставление различных национальных культур Бородин вносит свойственное ему стремление к широкому симфоническому развитию, охватывающему огромные эпизоды, сцены, целые акты. Так и возникает своеобразная музыкальная драматургия этой оперы, развертывающаяся точно страницы древней летописи.
«Князь Игорь» — одна из тех опер, которые выделяются как редкостной самобытностью и глубиной содержания, так и богатством возможностей, открывающихся для исполнителей. Трудны, но очень благодарны для артистов-певцов основные партии оперы, великолепна партия хора, занятого в спектакле с первой до последней картины, большие и увлекательные задачи встают перед хореографом и артистами балета. А сколько здесь работы для художника-декоратора, призванного воссоздать картины древнего русского города и привольной половецкой степи, как значительна роль режиссера и, в особенности, дирижера!
Понятно, что эта опера заняла одно из самых почетных мест в репертуаре Большого театра и со дня московской премьеры, состоявшейся в 1898 году, привлекала внимание передовой русской общественности. Москвичи видели спектакли оперы «Князь Игорь» с участием великих русских певцов Ф. Шаляпина (Владимир Галицкий) и Л. Собинова (Владимир Игоревич), с великим русским музыкантом С. Рахманиновым за дирижерским пультом, с хором, воспитанным талантливейшим У. Авранеком — чешским музыкантом, нашедшим в нашей стране вторую родину.
На сцене Большого театра в опере «Князь Игорь» выступали в разное время А. А. Иванов, А. П. Иванов, В. Нечипайло (Игорь), К. Держинская, С. Панова, Н. Покровская (Ярославна), А. Пирогов, М. Рейзен, И. Петров (Галицкий), И. Козловский, С. Лемешев (Владимир Игоревич), А. Кривченя, М. Михайлов (Кончак), В. Гагарина, Б. Златогорова, А. Щербакова (Кончаковна).
Трудами плеяды замечательных артистов и музыкантов были созданы традиции реалистической трактовки шедевра Бородина, получившие продолжение и развитие в новых постановках, осуществленных уже в наше, советское время. Это полностью относится и к тому спектаклю, который можно видеть в наши дни на сцене Большого театра.
Руководители и исполнители новой постановки оперы Бородина стремились прежде всего к раскрытию ее героического, жизнеутверждающего характера, к монументальности стиля и рельефности контрастов, так оживляющих эпическое повествование. Отсюда особое внимание к массовым хоровым сценам, определяющим общее звучание спектакля.
Хор выступает в опере в качестве важнейшего действующего лица. Правда, здесь нет той индивидуализации хоровых партий, которая так поражает в музыкальных драмах Мусоргского. Но для нас особенно показательно то, что хор Большого театра, отлично справляющийся с труднейшими партиями «Бориса Годунова» и «Хованщины», показывает себя с новой стороны, раскрывая таким образом богатство своих творческих возможностей.