Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 96)

Ранее: Часть 95

Ю. Григорович

Балет в Ливане и Сирии

С 25 августа по 3 сентября 1971 года в Сирии и Ливане проходили гастроли 150 артистов балета и оркестра Большого театра СССР. Выезд в Ливан был связан с участием балета Большого театра в фестивале, проходившем в Баальбеке. Этот музыкально-театральный фестиваль ведет свое начало с 1922 года, с выступлений на развалинах древнего храма Бахуса небольших любительских групп. С 1955 года фестиваль становится традицией Баальбека и проводится ежегодно (исключение составил 1958 год). За это время в фестивалях участвовали многие интересные театральные и музыкальные коллективы и солисты. Это — Шекспировский мемориальный театр, Филиппинский танцевальный ансамбль, балет Венгерского оперного театра, балетная труппа М. Бежара и Английский Королевский балет, Герберт фон Караян и многие другие.

Советское искусство здесь в разные годы представляли: хореографический ансамбль «Березка» и камерный оркестр под руководством Р. Баршая, С. Рихтер, Л. Коган и другие. Нынешний, XVI фестиваль открывала известная певица Элла Фитцджеральд. Наш балет был приглашен на закрытие фестиваля. Мы показали «Лебединое озеро» (постановка А. Горского), «Жизель» и концертную-программу, включающую «Шопениану», «Вальпургиеву ночь» из оперы «Фауст» и отдельные номера. В составе труппы были Н. Бессмертнова, Т. Голикова, М. Самохвалова, Н. Фадеечев, М. Лавровский, В. Левашев, Е. Холина. Дирижировал А. Жюрайтис. Спектакли начинались затемно, после девяти часов вечера, и проходили под открытым небом, на площадке, специально пристроенной к храму Бахуса, на фоне громадных развалин храма и колонн, превосходно освещенных О. Копиным. Это были естественные декорации для наших спектаклей. Баальбек лежит в двух часах езды автомобилем от столицы Ливана — Бейрута, и на всех спектаклях зал был переполнен.

Среди зрителей были и многочисленные туристы из разных стран. Спектакли проходили с большим успехом. Одна из самых распространенных не только в Ливане, но и на Ближнем Востоке газета «Ан-На-хар» (выходящая тиражом 12 тыс. экземпляров) опубликовала обзорную статью, посвященную Баальбекскому фестивалю 1971 года. Автор ее писал: «Я отлично знаю, что выступления Большого в Баальбеке — это событие в культурной жизни, которое навсегда будет вписано золотыми буквами в историю Баальбекского фестиваля. И, конечно, надо стремиться к тому, чтобы фестиваль проходил на уровне, показанном Большим... Любой международный фестиваль сегодня немыслим без Большого...» Иллюстрированный журнал «Магазин» напечатал статью под заголовком «Боги танцевали в Баальбеке». В статье говорится: «Эту неделю зрители Баальбека на выступлениях балета Большого театра чувствовали себя, как в сказке.

В продолжение трех вечеров под августовским звездным небом танцовщики и балерины, хореографы и музыканты сумели околдовать тысячи зрителей очарованием- своих танцев и ритмов...». В рецензии на спектакль «Жизель» газета «Дейли стар», давая высокую оценку исполнительскому уровню нашей труппы, писала, что «особенно выделялись своим безупречным танцевальным мастерством Бессмертнова и Лавровский», отмечала исполнение партии Мирты М. Самохваловой и па-де-де первого акта Т. Попко с О. Рачковским. 29 августа труппа переехала в Сирию. Здесь Большой театр участвовал в Днях советской культуры на фестивале искусств, который проходил в Дамаске, на территории XVIII международной ярмарки, и показал те же три спектакля. На открытии гастролей — спектакле «Лебединое озеро» присутствовали члены регионального руководства партии Арабского социалистического возрождения, министры сирийского правительства, представители общественных организаций, главы дипломатических представительств в Дамаске.

После окончания спектакля министр экономики и внешней торговли Мустафа Халлядж и министр здравоохранения Махмуд Саада обратились ко мне, как к художественному руководителю гастролей, со словами благодарности от имени сирийской общественности и просили передать свое восхищение нашим артистам. Сирийская газета «Аль-Баас» писала, что выступление балета Большого театра на ярмарке в Дамаске впишет еще одну страницу в историю крепнущей дружбы и сотрудничества между народами Сирии и Советского Союза. В связи с большим успехом труппы в Ливане мы дали два дополнительных спектакля в Казино дю Либан в Бейруте. По этому поводу газета «Ориент жур» писала: «По общей просьбе и для того, чтобы дать возможность огромному числу любителей балета присутствовать на представлении первой балетной труппы мира — балета Большого театра, 150 танцовщиков и музыкантов после своего потрясающего успеха в Баальбеке дадут два представления в театре «Казино, дю Либан». Большой театральный зал, сцена с хорошим полом словно вдохнули в артистов новые силы.

Успех был огромный. Мы показали концертную программу и «Лебединое озеро», а чтобы полнее представить исполнителей, партию Одетты — Одиллии разделили между двумя балеринами: Н. Бессмертнова танцевала Одетту, Т. Голикова — Одиллию. Особо необходимо подчеркнуть, что впервые за многие годы балет выезжал на гастроли с нашим оркестром. Это неизмеримо повысило художественную значимость выступлений, придало им совершенно иное качество, не говоря уже о том, что не было необходимости в репетициях с оркестрами, по своему профессиональному уровню значительно уступающими нашему. Таким образом, за десять дней пребывания в Ливане и Сирии состоялось восемь выступлений. Эти гастроли с двойными переездами (из Ливана в Сирию и из Сирии обратно в Ливан) были очень сложными, мы встретились со многими неожиданными трудностями. Но в трудных условиях наш коллектив еще раз подтвердил свои высокие творческие, человеческие и гражданские качества, хорошо понимая важность гастрольной представительской миссии Большого театра СССР.

Продолжение: Часть 97