Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 21)

Ранее: Часть 20

Особое место среди оперных «новинок», показанных в эти годы Большим театром, занимает «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева (1927). Несмотря на то, что замысел оперы возник у композитора в дореволюционные годы, в ней находили черты близкие жизнеутверждающему, оптимистическому мироощущению советского человека. В дальнейшем оперное творчество Прокофьева заняло одно из важнейших мест в репертуаре театра. В 1935 году Большой театр ставит оперу Д. Шостаковича «Леди Макбет», вызвавшую разноречивые высказывания в прессе. Выдающееся новаторское значение этой оперы было оценено в более поздние годы.

Лишь во второй половине 30-х годов Большой театр вновь обращается в опере к советской теме. В 1936 тоду был поставлен «Тихий Дон» И. И. Дзержинского, годом раньше увидевший свет на сцене Ленинградского Малого оперного театра. Опера молодого композитора подкупала интонационной свежестью, мелодической яркостью песенных эпизодов. В этом был источник ее успеха несмотря на профессиональные недостатки партитуры и отсутствие развитой музыкальной драматургии. Следующая опера Дзержинского «Поднятая целина» родилась в творческом содружестве композитора с Большим театром и была поставлена в 1937 году. В 1938 году театр показал еще одну советскую оперу — «Броненосец «Потемкин» О. С. Чишко. Все три постановки были тщательно подготовлены и в музыкальном и в режиссерском отношении. Некоторым из исполнителей удалось создать яркие, запоминающиеся вокально-сценические образы (например, Кругликова — Лушка в «Поднятой целине», Пирогов — Вакулинчук в «Броненосце «Потемкине»).

Если эти спектакли не удержались в репертуаре, то причина заключалась в недостаточной художественной зрелости самих произведений, неровности их музыкального материала, просчетах драматургического порядка. Лишь в более поздние годы появились на сцене Большого театра оперы советских авторов с более совершенной музыкальной драматургией, контрастной системой образов. Проявлением усиливающихся связей между искусством братских народов Советского Союза были постановки наиболее выдающихся оперных произведений композиторов союзных республик в Большом театре. В 1930 году была поставлена опера «Алмаст» армянского композитора А. А. Спендиарова, которая осталась неоконченной и после смерти автора была завершена его русскими друзьями. В 1939 году Большой театр поставил оперу классика грузинской музыки 3. П. Палиашвили «Абесалом и Этери».

Музыкальной общественностью эта постановка была расценена как значительное художественное событие. А. И. Шавердян писал: «Абесалом и Этери» в Большом театре — одна из наиболее удачных работ крупнейшего нашего театра за последний год. Причины громадного успеха оперы Палиашвили лежат, прежде всего, в творческих принципах этого произведения, в качестве музыкального материала. Но в громадной степени успех «Абесалома и Этери» обеспечен работой творческого коллектива Большого театра. Этот спектакль — прекрасный показатель тех ценных положительных процессов, которые происходят в жизни Большого театра, процессов подлинного овладения мастерством музыкально-драматического спектакля». В балете, как и в опере, велись поиски новых тем и образов и новых форм для воплощения современного содержания.

Одновременно с этим перед советским балетом стояла задача сохранения всего лучшего в хореографическом наследстве, продолжения и развития ценных, прогрессивных традиций прошлого. Эти традиции поддерживала в 20-х годах группа артистов старшего поколения, возглавляемая Горским, Тихомировым, Гельцер. В эти же годы расцветает дарование М. П. Кандауровой и В. В. Кригер — учениц Горского, начавших свою артистическую деятельность незадолго до Октябрьской революции. Блестящую пару составляли: М. Р. Рейзен и Л. А. Жуков, принадлежавшие к тому же поколению. На рубеже 20-х годов выдвигается многочисленный отряд воспитанников хореографического училища при Большом театре, которые сразу же заняли видное положение в балетной группе. Среди них были балерины А. Абрамова, Л. Банк, В. Кудрявцева, Н. Подгорецкая, составлявшие популярную «четверку»; блестящие танцовщики В. В. Смольцов и А. М. Мессерер. Из стен того же училища вышли М. М. Габович и И. А. Моисеев, ставший впоследствии выдающимся балетмейстером.

Позже к ним присоединяются С. М. Мессерер, О. В. Лепешинская, С. Н. Головкина, И. В. Тихомирнова. В 1930 году в Большой театр перешли из Ленинградского театра оперы и балета М. Т. Семенова и А. Н. Ермолаев — артисты, принадлежавшие к самым ярким звездам советского балетного искусства. Этот замечательный состав, музыкальное руководство, осуществляемое Ю. Ф. Файером, который затем сорок лет бессменно стоял за дирижерским пультом балетной труппы, определили высокий уровень исполнения хореографических спектаклей 20—30-х годов, увлекавших блеском, динамизмом, воодушевленнои стремительностью танца.

Продолжение: Часть 22