Ранее: Часть 18
Великая Октябрьская революция поставила перед Большим театром, как и перед всеми учреждениями искусства, новые, небывалые ранее задачи. В соответствии с декретом от 9 ноября 1917 года он был передан в ведение Государственной комиссии по просвещению при Совете Народных Комиссаров. Из императорского театр стал советским. Это определило решающий поворот всей его деятельности. Работа театра должна была подвергнуться серьезной перестройке, чтобы направить ее на удовлетворение культурных запросов широких трудящихся масс. После кратковременного перерыва Большой театр вновь открыл свои двери 21 ноября 1917 года (по старому стилю), показав балет «Конек-Горбунок». Аудитория, заполнившая его зрительный зал, существенно отличалась от прежней блестящей и нарядной публики императорских театров. Она бывала часто недостаточно подготовлена к пониманию классических опер и балетов, не могла оценить всех тонкостей исполнения, но это искупалось свежестью и непосредственностью восприятия.
Горячая реакция зрителя передавалась и артистам. Поэтому на спектаклях царила атмосфера праздничной приподнятости, которая не нарушалась тем, что в помещении бывало холодно и освещение было тусклым. Н. А. Обухова писала в своих воспоминаниях о «романтике первых революционных лет», которая «никогда не изгладится из памяти»: "Каждый, даже рядовой спектакль превращался в радостный праздник, каждая встреча со зрителем сулила что-то новое, ранее не испытанное". Перестройка Большого театра была связана с множеством трудностей. Если основная часть труппы с готовностью пошла навстречу новым задачам, то были среди нее и колеблющиеся и даже активно сопротивляющиеся всяким изменениям. Одновременно театр подвергался извне нападкам «левацких» элементов, утверждавших, что опера себя изжила и не нужна пролетариату.
Наиболее крайние из них доходили до требования «подложить под Большой театр бомбу». Были и трудности материального порядка. В период, когда стиснутая кольцом белогвардейских банд и войсками империалистических держав, терпевшая жесточайшие материальные лишения страна Советов вынуждена была напрягать все свои силы, чтобы отстоять завоевания революции, финансирование такого дорогостоящего художественного организма ложилось тяжелым бременем на государственный бюджет. Несмотря на все это, советское правительство продолжало неизменно поддерживать Большой театр как ценнейшее достояние отечественной культуры. Отвечая всем анархиствующим «левакам» и вульгаризаторам, требовавшим уничтожения старых театров и отказа от якобы чуждого современности классического репертуара, первый советский нарком просвещения А. В. Луначарский писал: «Мы думаем, что пролетариат не только имеет право, но даже в некоторой степени обязан, как наследник всего этого прошлого, быть с ним знакомым. Ввиду этого мы сохраняем театральные традиции, театральное мастерство и гордимся тем, что подняли репертуар московских театров на возможную высоту».
В 1919 году группе наиболее крупных и высококвалифицированных театров, в число которых вошел и Большой театр, было присвоено звание академических. Эти театры должны были служить как бы эталонами исполнительской культуры, серьезности и содержательности репертуара. Непосредственное, активное участие в осуществлении всей суммы задач художественного и организационного порядка, возникших перед Большим театром, принимали многие видные деятели искусства. Во главе созданной для руководства театром директории стоял В. И. Немирович-Данченко, членами ее были Собинов, Шаляпин, дирижер Купер, танцовщик и балетмейстер Тихомиров. С Большим театром связан был К. С. Станиславский, под руководством которого в 1918 году была создана оперная студия, ставшая затем основой самостоятельного оперного театра его имени. Особенно велика была роль Собинова, в 1917 году назначенного директором Большого театра, в сплочении всего коллектива и мобилизации его на выполнение задач, диктуемых жизнью.
В 1924 году при Большом театре был открыт филиал. Увеличилось не только количество показываемых спектаклей, но и возможность театра вести поиски в создании нового репертуара. Поначалу филиал назывался Экспериментальным театром. В 20—30-е годы на сцене Большого театра продолжали выступать многие из мастеров старшего поколения, начинавшие свою артистическую деятельность еще до Октябрьской революции. Наряду с ними выдвигаются новые талантливые артисты, которые достойно продолжали традиции своих предшественников. Среди певцов, занимающих ведущее положение в оперной труппе, можно назвать В. В. Барсову и Е. К. Катульскую, Е. Д. Кругликову, М. П. Максакову и В. А. Давыдову, И. С. Козловского и С. Я. Лемешева, Н. Н. Озерова и Н. С. Ханаева, П. М. Норцова и В. Р. Сливинского, А. С. Пирогова и А. И. Батурина, М. О. Рейзена. Музыкальное руководство, наряду с В. И. Суком, осуществляли дирижеры Н. С. Голованов, А. М. Пазовский, А. Ш. Мелик-Пашаев, С. А. Самосуд.
В репертуаре преобладающее значение сохраняла классика. Луначарский писал в 1925 году: «...Надо поддержать Большой театр, чтобы он обновил, расширил свой русский и заграничный репертуар, чтобы в нем, по крайней мере, как следует бился пульс старой оперы, ибо новая опера зажжет свой огонь от самых ярких факелов старой оперы».
Продолжение: Часть 20