Ранее: Часть 16
Расцвет московского балета в начале XX века связан с именем выдающегося хореографа и педагога А. А. Горского. Придя в Большой театр в 1899 году, он вскоре занял место главного балетмейстера и более 20 лет возглавлял московскую балетную труппу. Последователь Петипа, Горский во многом дополнял и обновлял его методы под влиянием передовых реалистических течений в области драматического искусства. Большое значение для формирования творческих принципов Горского имело его близкое общение с деятелями Малого и Художественного театров. Он добивался от артистов балета, «чтобы каждый проникся духом изображаемого лица и представил его так, как он его понимает».
Свои новаторские тенденции Горский впервые продемонстрировал в постановке «Дон-Кихота» в 1900 году. Успех этого спектакля был обусловлен и интересным, свежим хореографическим замыслом, и яркими, стильными декорациями Коровина и Головина. Балетмейстер-постановщик работал в тесном контакте с художниками, которые помогли ему верно и правдиво воссоздать на сцене колорит эпохи. «Постановка эта, — пишет в своих воспоминаниях тогдашний директор московских казенных театров В. А. Теляковский, — отмечает начало новой эры в балетных постановках вообще, выразившихся главным образом в совместной работе балетмейстера с художниками».
Горским были поставлены и восстановлены в обновленном виде многие классические балеты, в том числе «Лебединое озеро», «Раймонда», «Копеллия», «Тщетная предосторожность» и др. Для него было характерно большое внимание к музыкальной стороне спектаклей. Он старался повысить значение музыки в балете, обращаясь к творчеству величайших мастеров. Еще до начала работы в Большом театре он ставил в Петербурге танцы на музыку Глинки, Шопена, Листа. На московской сцене им были осуществлены постановки балетов «Любовь быстра» на музыку Грига, «Шубертиана», «Эвника и Петроний» с использованием музыки Шопена, сделана балетная инсценировка Пятой симфонии Глазунова. Отдельные произведения выдающихся композиторов Горский вводил и в традиционные старые балеты. Если это не всегда оказывалось достаточно органичным, то было проявлением, в основе своей, здоровой тенденции. Надежным и верным соратником Горского являлся А. Ф. Аренде, дирижировавший в те же годы балетными спектаклями Большого театра.
Высококвалифицированный и требовательный музыкант, он вел решительную борьбу с укоренившимся взглядом на музыку как на второстепенный, всецело подчиненный танцу элемент балетного спектакля, и добивался точного, неуклонного следования всем указаниям партитуры. Преемник Арендса в Большом театре Ю. Ф. Файер пишет о нем: «Приход А. Ф. Арендса на пост дирижера Большого театра как нельзя больше отвечал насущным задачам, вставшим в то время перед московским балетом. Как бы очнувшийся от долгой спячки, балет Большого театра стал постепенно преодолевать рутину и застой, много лет царившие на сцене... Осуществляя свои постановки, Горский нашел в его лице прекрасного интерпретатора балетной музыки, умного, волевого проводника замыслов композитора и балетмейстера. Безусловно, что Аренде делит с Горским все его достижения, как один из создателей прекрасных балетных спектаклей. Благодаря дирижерской палочке Арендса музыкальность стала одной из основных черт балетного спектакля».
Плодом совместного творчества Горского и Арендса был балет «Саламбо» по роману Г. Флобера, поставленный в 1910 году в оформлении Коровина с участием Гельцер в главной роли. Из-за обилия красочных, полных движения массовых сцен, напряженных драматических ситуаций, ярких постановочных эффектов балет этот имел огромный успех у публики. Но музыка Арендса, не обладавшего оригинальным композиторским дарованием, была малоинтересна и не отвечала новаторским намерениям Горского. Это обстоятельство явилось причиной того, что сценическая жизнь балета оказалась недолгой.
Продолжение: Часть 18