Ранее: Часть 12
В начале XX века Большой театр вступает в один из самых блестящих и плодотворных периодов своего развития, по праву занимая место среди крупнейших оперно-балетных сцен мира. Это было связано прежде всего с выдвижением плеяды замечательных артистов, воплотивших в своем творчестве лучшие стороны русского реалистического искусства. Во главе этой плеяды стояли художники гениального дарования и высочайшей артистической культуры: Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова. Они были очень различны по своему индивидуальному облику, но всем им было присуще одинаковое стремление к жизненной правде, цельности и законченности создаваемых образов при необычайной красоте, богатстве голоса и совершенстве вокального мастерства. Французский композитор и музыкальный писатель А. Брюно, посетивший в 1903 году Россию, отмечал, что русским оперным театрам не свойственна система «звезд» и образцовый ансамбль делает спектакли «от начала до конца превосходными».
Достойными партнерами величайших корифеев русского оперно-исполнительского искусства являлись многие высокоодаренные артисты, создававшие великолепный вокальный и сценический ансамбль Большого театра. Среди исполнительниц сопрановых партий выделялись Л. Н. Балановская, Н. В. Салина; Е. И. Збруева создала ряд впечатляющих образов меццо-сопранового репертуара. Д. А. Смирнов — лирический тенор — как вокалист соревновался иногда с Собиновым, хотя и уступал ему в артистической тонкости исполнения и умении создавать гармонически законченные образы. А. П. Боначич успешно выступал в драматических теноровых партиях. Артистом громадного драматического темперамента и высокого художественного интеллекта был И. А. Алчевский — один из лучших исполнителей партии Германа в «Пиковой даме».
Лучшим после Хохлова Онегиным считался И. В. Грызунов. Выразительные драматические образы создал на сцене Большого театра другой исполнитель баритоновых партий Г. А. Бакланов. С Большим театром неразрывно связан весь артистический путь В. Р. Петрова — обладателя мощного, красивого и певучего баса. В 10-е годы приходит новый отряд талантливых оперных артистов, дарование которых полностью раскрылось уже после Великой Октябрьской революции: К- Г. Держинская, Н. А. Обухова Е. А. Степанова, С. И. Мигай, Г. С. Пирогов, Л. Ф. Савранский, С. П. Юдин. Обновляется и художественное руководство: И. К. Альтани, долгое время аккуратно и добросовестно выполнявший обязанности главного дирижера Московской оперы, не мог удовлетворять новым возросшим требованиям. Для того, чтобы обеспечить необходимый уровень исполнения, нужна была более крупная и сильная творчески индивидуальность. В 1904 году дирижером Большого театра был приглашен С. В. Рахманинов.
Несмотря на кратковременность его пребывания на этом посту (всего два сезона), деятельность его оставила очень значительный след в жизни театра. Рахманинов сумел по-новому, свежо и ярко раскрыть ряд величайших произведений русской оперной классики, произвел некоторые реформы, закрепившиеся в повседневной театральной практике. В 1906 году место главного дирижера занял В. И. Сук — взыскательный, вдумчивый и темпераментный музыкант, обладавший к тому времени большим опытом работы в оперных театрах. Мастером высокой художественной культуры был также Э. А. Купер, наряду с Суком дирижировавший оперными спектаклями. Новая режиссура, представленная именами В. П. Шкафера, И. М. Лапицкого, В. А. Лосского, стремилась утвердить на оперной сцене прогрессивные реалистические принципы Московского Художественного театра. К оформлению спектаклей привлекаются выдающиеся мастера театрально-декорационного искусства К- А. Коровин, А. Я. Головин, которые часто становились активными участниками разработки постановочного плана оперных спектаклей. В обновлении русского оперного искусства на рубеже веков большую роль сыграла Московская русская частная опера С. И. Мамонтова.
Если постановка «Снегурочки» в 1885 году оказалась единичным опытом, не получившим широкого общественного резонанса, то во второй половине 90-х годов этот театр выступает как последовательный и настойчивый пропагандист оперного творчества русских композиторов. На сцене Мамонтовской оперы впервые в Москве были поставлены «Каменный гость» Даргомыжского, «Князь Игорь» Бородина, «Хованщина» Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова. По поводу Мамонтовской постановки «Садко», который был перед тем отклонен дирекцией императорских театров, Н. Д. Кашкин писал: «Садко» представляет для всякой сцены задачу сложную, выполнение которой требует огромных артистических сил и средств. То, что сделано в этом отношении Частной русской оперой, ни разу еще не делалось на частных русских сценах, и дирекция сцены заслуживает горячей признательности всех друзей русской музыки».
Продолжение: Часть 14