Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр в борьбе за русскую оперную классику (1952 г.), часть 12.

Ранее: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11.

 

Работая в соседстве и часто соревнуясь в одних и тех же ролях, с признанными и знаменитейшими итальянскими певцами, артисты русской оперы внимательно изучали опыт западноевропейских певческих школ; но они не копировали рабски, не подражали «признанным» образцам, а творчески преломляли опыт итальянцев, приспосабливая его к самобытному национальному искусству и подчиняя своим художественным задачам. Задачи же эти, выдвигавшиеся творчеством русских композиторов-классиков, были, как мы знаем, беспримерно великими и новыми. Быстро развивавшаяся русская оперно-исполнительская культура не могла ограничиваться испытанными, но применительно к русской оперной классике недостаточными нормами итальянской школы; выдающаяся виртуозность русских певцов никогда не становилась самоцелью, а была подчинена требованиям идейного реалистического искусства.

Находившись бок о бок с драматическим театром, русская опера никогда не удалялась от него; напротив, творческие связи с драматическим искусством становились традицией все более крепкой, они определяли успехи лучших оперных певцов, обогащали их культуру сценического поведения, костюма, грима, воспитывали в них умение вникать в художественный образ, всесторонне продумывать исполняемую роль и правдиво воплощать живые черты человеческого характера. Так, воспитывая и шлифуя свой вкус на лучших образцах литературы и театра, прочно опираясь на опыт самобытной народно-песенной культуры, глубоко вникая в стиль гениальных оперных творений русских композиторов, выдающиеся певцы Большого театра (вернее будет их назвать певцами-актерами) из поколения в поколение совершенствовали и развивали могучее в своей выразительности и красоте национальное подлинно реалистическое оперно-исполнительское искусство.

Космополитические, антинациональные тенденции, тормозившие развитие оперы, с еще большей силой и вредоносностью сказывались в балетных спектаклях Большого театра. Балет с особым усердием и не всегда безуспешно пытались подчинить эстетике придворного искусства, превратить в пустую забаву. Дирекция театра делала преимущественную ставку на иностранных балетмейстеров, насаждавших бессодержательный, внешне эффектный, развлекательный репертуар и полностью игнорировавших ценный опыт русского национального хореографического искусства. Особым успехом у так называемого «блестящего» великосветского общества пользовались постановки балетмейстера Сен-Леона, помышлявшего лишь о том, чтобы ошеломить зрителя новизной эффектов, технической выдумкой (выезд танцовщиц на велосипеде, светящиеся венки и прочие феерические и цирковые новшества); Сен-Леон с легкостью приспосабливался к примитивным вкусам своих заказчиков, завоевав их благодарность весьма верноподданнической постановкой балета «Конёк-Горбунок». По пути внешней занимательности и помпезного зрелища шел и балетмейстер Мендес, подвизавшийся на сцене Большого театра в конце XIX века.

Об отношении этих чужеземцев к русскому балету и его кадрам говорит их настойчивая и последовательная ориентация на заграничных танцовщиц. Несмотря на наличие выдающихся по таланту и мастерству русских артисток, упорно привлекались иностранные «знаменитости», которые чаще всего терпели в Москве неудачу, ввиду несоответствия высоким художественным запросам широкой аудитории, москвичей. Критика без всякого сочувствия расценивала, например, «гимнастические приемы» танцовщицы Генриэтты Дор и отмечала, что она имела «сомнительный успех». Другая европейская «звезда» — балерина К. Брианца — также не вызвала симпатий московских зрителей, расценивших ее внешнюю технику как «продукт новомодной гимнастической школы». Отмечалось, что Брианца в мимическом отношении очень слаба и что ее следует рассматривать как цирковую наездницу или акробатку, проникшую на балетную сцену контрабандой.

Гастроли подобных знаменитостей отнюдь не способствовали успеху балетных спектаклей, посещаемость которых была слабой. «Политика» дирекции в вопросах балета была особо неприглядна и части репертуара; преобладали произведения, удручавшие своей бессодержательностью и антимузыкальностью. Вот, для примера, справка о балетном репертуаре Большого театра в сезон 1890/91 года. Исполнялись в этом сезоне девять произведений: «Эсмеральдз» и «Конёк-Горбунок» Пуни, «Индия» Аржини и Венанси, «Кипрская статуя» князя И. Трубецкого, «Дон-Кихот» Минкуса, «Приключения Флика и Флока» Гершеля, Моренго и Лдама, «Сатанилла, или Любовь в аду» Бенуа, «Хрустальный башмачок» Мюльендорфера и Шимана и «Коппелия» Делиба.

Продолжение...