Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр в борьбе за русскую оперную классику (1952 г.), часть 11

Н. Обухова

Ранее: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Отмечая, что все исполнение в общем «было хорошее и дружное», что «разучена опера была прекрасно», похвалив оркестр, который «оказался исполняющим тонко», и дважды подчеркнув достоинства «хора с хормейстером Авранеком во главе», Римский-Корсаков особо останавливается на певцах: «Эйхенвальд была очень хороша и грациозна. Ее обработанное серебристое сопрано как нельзя более шло к роли Снегурочки. Купава (Сионицкая) играла и пела превосходно». Сочувственно отзывается композитор и о других исполнителях («все остальные были весьма недурны") в частности о Звягиной (Лель), Крутиковой (Весна), Барпале (Берендей).

Сцена Большого театра всегда была богата яркими талантами. Заглянем, например, в список труппы в сезоне 1890/91 года. Среди 24 певиц наше внимание привлекут Л. Александрова, В. Гнучева, Л. Звягина, А. Крутикова, Е. Лавровская (меццо-сопрано) М. Дворец, А. Каратаева, Ф. Литвин, Е. Муравьева, Н. Салина, А. Скомпская, А. Фострем, М. Эйхенвальд (сопрано). А среди 24 певцов мы обнаруживаем следующих артистов первого положения: тенора — А. Барцал, Л. Донской, Н. Преображенский, Ф. Соколов, баритоны — П. Борисов, Б. Корсов, П. Хохлов, басы — И. Бутенко, С. Власов, В. Майборода, В. Тютюнник. Многие из этого списка заслуживают того, чтобы их артистические биографии были тщательно изучены; их деятельность, несомненно, составляет важную, значительную страницу истории русской музыкально-театральной культуры.

Было бы несправедливо не назвать рядом с ними еще нескольких артистов, успешно работавших в Большом театре в последние десятилетия XIX века. Всемирную славу приобрела замечательная певица — колоратурное сопрано 3. Кочетова, умершая в молодые годы. В разнообразном репертуаре выступали, пользуясь большой любовью публики, артистки М. Коровина и А. Маркова; судя по репертуару и свидетельствам современников, эти певицы — крепкие драматические сопрано — в совершенстве владели техникой колоратурного пения. Среди певиц, специально певших колоратурный репертуар, следует упомянуть имя М. Цыбущенко. В 1893 году в Большой театр была принята выдающаяся по красоте голоса и многогранному артистическому таланту певица Е. Збруева (контральто), вскоре прославившаяся обрзцовым исполнением ответственных партий русского репертуара. Тенора Д. Усатов, Л. Клементьев, М. Медведев, П. Кошин, в отдельные сезоны несли с честью тяжесть подчас весьма ответственного и напряженного репертуара (в частности, Кошиц выделялся в вагнеровеком репертуаре).

Мы назвали далеко не всех заслуживающих того артистов Большого театра конца XIX века. Условия, в которых работали эти артисты, не были благоприятны. Дирекция императорских театров, пресмыкавшаяся перед иностранцами, не ценила русских артистов, не проявляла должной заботы об их росте, использовала их без необходимой бережности. Не потому ли творческий путь многих из них был очень краток? Очень недолго пел тенор Преображенский, видимо, сорвавший голос в вагнеровском репертуаре. Совсем молодой ушла со сцены Большого театра Коровина. Подобных примеров можно было бы привести немало. И все же процесс роста и становления русской оперно-исполнительской школы шел стремительно, бурно и неодолимо.

Оценивая и обобщая опыт, накопленный поколениями артистов московской оперной сцены, мы можем утверждать, что задолго до появления Шаляпина, Собинова и Неждановой уже сложились основные черты и важнейшие качества русской оперно-исполнительской школы. Каковы же были эти черты и качества, дальнейшее развитие которых привело к тому, что в начале XX века русское вокальное искусство завоевало мировое первенство? Искусство русских певцов всегда было глубоко связано с народно-песенной стихией, оно всегда было отмечено национальным своеобразием. Эта черта объединяет всех крупнейших артистов русской оперы — от О. Петрова до Шаляпина, от Бантышева до Собинова и от Сапдуповой и Репиной до Збруевой и Неждановой. Характерными признаками национально-вокального стиля становятся безупречное ощущение многообразных мелодических форм, высокая культура слова, умение глубоко вникать в смысл, в поэтическое содержание исполняемой музыки, умение передать большую живую мысль и задушевно-непосредственное искреннее чувство. Эти признаки народной русской музыки как в самой классической опере, так и в исполнительстве глубоко и органично внедряются, укрепляются в атмосфере профессионального искусства, и становятся важнейшими элементами музыкально-драматического действия и обрисовки больших человеческих характеров.

Продолжение...