Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр в борьбе за русскую оперную классику (1952 г.), часть 10.

Ранее: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 89.

В первые же годы проникновения русских классических опер на сцену Большого театра выделился ряд замечательных московских артистов, успешно соревновавшихся с петербургскими гостями. Публика и печать очень высоко расценивали первого московского исполнителя партии Собинина — Бантышева. Первоклассным талантом была одарена Е. Семенова, превосходная Антонида, Людмила, Эсмеральда, Наташа. В связи с московской постановкой «Русалки» (23 января 1859 г.) Даргомыжский писал, что Семенова «чуть ли не выше Петрова в Мельнике». Сравнение с гениальным О. А. Петровым, к тому же в устах «великого учителя музыкальной правды», строгого судьи в вопросах исполнительского искусства, каким был Даргомыжский, является признанием крупнейшего не только певческого, но и актерско-сценического и декламационного таланта Семеновой.

В ближайшее же время московская сцена обогащается рядом выдающихся певцов. В 60—70-е годы труппа Большого театра могла гордиться превосходными мастерами, успешно исполнявшими ответственные партии русского и западноевропейского репертуара. Певицы И. Онорэ, Е. Лавровская, А. Александрова, певцы М. Владиславлев, П. Радонежский, Д. Орлов, А. Николаев, А. Додонов внесли много труда и таланта в развитие и обогащение русской оперно-исполнительской школы. Авторитетные свидетельства о мастерстве ряда названных певцов Большого театра, живые характеристики их искусства мы находим в статьях Чайковского. С высоким уважением пишет оно «безупречно верном, чистом, изящном и музыкальном пении» А. Д. Александровой (Кочетовой), превосходной исполнительницы партий Антониды и Людмилы, вскоре зарекомендовавшей себя также в качестве умелой воспитательницы кадров молодых певцов. Первые же выпуски вокального класса Московской консерватории пополнили труппу Большого театра ярко одаренными молодыми силами.

С неизменным теплом и сочувствием отмечает Чайковский в своей хронике музыкальной жизни Москвы блестящие успехи стремительно растущей, «замечательно даровитой и многообещающей артистки» Е.. Кадминой; его внимание привлечена и талантом другой воспитанницы Московской консерватории — певицы 3. Эйбоженко. С особой требовательностью, вниманием и заботливостью подходил Чайковский к творчеству артистов, с которыми он встречался как композитор. «Оперы мои нуждаются в хороших певцах и опытных артистах»,— писал Чайковский, и мы имеем свидетельства о том, что таких исполнителей он находил среди своих, современников — артистов московской сцены. Довольно обширен список артистов Большого театра, своим талантом, тщательностью работы и усердием в исполнении музыки Чайковского снискавших симпатии и благодарность гениального композитора. Его высказывания о М. Климентовой, Э. Павловской, М. Дейша-Сионицкой, П.Хохлове, Б. Корсове, А. Верни, А.Крутиковой, М. Медведеве дают ценнейший материал для истории Большого театра, для истории взаимоотношений русских певцов с великими композиторами — классиками XIX века.

В этом списке нельзя не выделить особо имя П. А. Хохлова. Этот выдающийся русский артист счастливо сочетал в себе исключительную красоту хорошо обработанного, гибкого голоса с музыкальностью, благодарной внешностью и превосходными сценическими данными. Но главным его достоинством было глубокое, серьезное и требовательное отношение к своему искусству; умея упорно и тщательно совершенствовать свои партии, он достигал, по свидетельству авторитетных современников, «увлекательной простоты» и «истинно музыкальной выразительности». Артист широчайшего диапазона, он пел Онегина, Бориса, Демона. С особым благородством он исполнял Онегина. О Хохлове в партии Онегина Кашкин писал в 1900 году — в последнем году пребывания этого артиста на сцене Большого театра: «В музыкальной стороне ее исполнения он и до сих пор остается лучшим образцом».

Огромное удовлетворение должен был испытать Чайковский, когда в спектакле Большого театра 18 сентября 1889 года, стоя за дирижерским пультом, он вел за собой послушный оркестр, имея на сцене прекраснейший ансамбль исполнителей главных партий — Хохлова в роли Онегина, Скомпоную — Татьяну, Звягину — Ольгу, Гнучеву - Филипьевну. Этот исторический спектакль — одна из удач в художественной жизни Большого театра - свидетельствовал о выдающихся возможностях московской сцены, о накопленном ею исполнительском опыте, приближающемся к требованиям русской реалистической оперы. Такой же удачей, красноречивым показателем быстрого роста художественной культуры Большого театра, явилась московская премьера «Снегурочки» (26 января 1893), выразительное описание которой дано самим Римским-Корсаковым — этим строгим и изыскательным судьей в вопросах художественного качества.

Продолжение...