Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр в борьбе за русскую оперную классику (1952 г.), часть 9.

К. Г. Держинская - ЛизаРанее: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Осуществление этих задач в условиях дореволюционного театра было сопряжено с громадными трудностями, и прежде всего оно сталкивалось с упорным сопротивлением начальников «театрального ведомства», насаждавших в театре казенно-бюрократический дух. Однако влияние произведений великих русских композиторов на творческое развитие Большого театра, на повышение его общемузыкальной и сценической культуры было чрезвычайно большим и плодотворным. Новое, живое, ярко самобытное, соответствовавшее эстетическим принципам русской музыкальной классики, укреплялось и ширилось в Большом театре, обнаруживаясь прежде всего и полнее всего в лучших достижениях талантливых певцов-актеров. Гениальные творения русских классиков воодушевляли наиболее талантливых и отзывчивых артистов Большого театра на поиски нового исполнительского мастерства. Все глубже проникало в их среду стремление к правдивости и естественности исполнительского стиля, все осознаннее становилось понимание новых задач, предъявляемых к оперному певцу и ко всему оперному театру, идущему по пути реалистического, нацонально-самобытного искусства.

Известно, что в самом начале ХХ века национальная школа русских оперных певцов во главе с Шаляпиным, Собиновым и Неждановой завоевала всемирное признание. Однако глубоко ошибочна тенденция считать лишь этих трех великих художников оперной сцены основоположниками русского оперно-сценического исполнительского реализма в России; тенденция эта по существу зачеркивает яркие страницы истории музыкально-театральной культуры, зачеркивает предыдущие этапы развития русского оперного исполнительства. Эта несправедливая, неверная точка зрения, искажающая историческую перспективу, могла возникнуть лишь как результат малой изученности творчества русских талантливых оперных певцов XIX века. А между тем, искусство этих певцов составляло самую ценную часть русского оперного театра на всем протяжении его истории. Они упорно трудились над усовершенствованием своего мастерства, жадно усваивали опыт русского реалистического театра, литературы, музыки и стремились отозваться на художественные запросы передовых слоев русского общества. Именно поэтому, вопреки неблагоприятным условиям казенных театров, они достигали больших художественных результатов, становясь верными помощниками композиторов-реформаторов, воплотителями их великих замыслов, создателями живых, волнующих образов.

Поистине неоценимую услугу оказывали композиторам крупнейшие русские певцы XIX века. Подтверждая в живом звучании ценность и значительность творческих исканий композиторов, лучшие певцы являлись их соратниками в борьбе с рутиной и бескультурьем придворных театров. В этом содружестве росла и крепло реалистически-народное оперное искусство, формировалось и совершенствовалось русское исполнительское мастерство. Мы лишены возможности дать более или менее полный список выдающихся певцов Большого театра, артистов, вынесших на своих плечах борьбу за становление русского национального репертуара. Такой список, снабженный хотя бы сжатыми характеристиками, заставил бы нас выйти за пределы краткой исторической справки. Изучение искусства русских оперных певцов, артистов Большого театра второй половины XIX века,— задача громадная и еще в должной мере не тронутая. Мы лишь коснемея этой задачи, для того, чтобы дать представление о том, какими талантами была богата сцена Большого театра и как, несмотря на неблагоприятные условия, удавалось русским певцам обнаружить своп сценические данные, незаурядное мастерство, широту культурных интересов.

Чрезвычайно интересная справка была опубликована и свое время в связи с пятидесятилетием оперы «Иван Сусанин» на сцене Большого театра. Из этой справки мы узнаем имена всех московских исполнителей главных ролей этой оперы за время с 1842 года по 1892. По существу эта справка, содержащая перечень имен 19 басов, 28 сопрано, 13 теноров и 40 меццо-сопрано (впрочем, среди 40 исполнительниц партии Вани многие были обладательницами полноценного контральто), является скупым и очень выразительным обзором полувекового развития и роста исполнительской культуры Большого театра. Это живая история, насыщенная, богатая крупными и славными событиями, ценными достижениями певческого и актерского искусства.

Среди первых исполнителей «Ивана Сусанина», а позднее "Руслана" мы встречаем имена петербургских артистов, которых с полным основанием можно назвать глинкинскими учениками и которые бережно хранили «все глинкинские предания» (Стасов). Гастроли петербургской труппы в 1846/47 году ознакомили Москву с теми традициями исполнения музыки Глинки, которые сложились под прямым руководством гениального композитора, основоположника русской классической оперы, уделявшего, как известно, большое внимание искусству певцов. Участие О. Петрова, М. Степановой, С. Артемовского, Л. Леонова, А. Петровой 2-й делало первый московский спектакль «Руслана» как бы полным повторением петербургской премьеры 1842 года. Естественно, что на опыт знаменитых артистов, удостоившихся сочувственных отзывов Глинки, ориентировались московские певцы в середине XIX века.

Продолжение...