Даже в самом кратком обзоре отличительных свойств русской классической оперы не может быть обойдена молчанием одна важнейшая ее черта — органическая связь с великой русской литературой, как одним из конкретных проявлений прогрессивно-демократической общественной мысли, порожденной и взращенной всем развитием народно-освободительного движения в России. Полно глубокого эстетического и общественного значения и обстоятельство, что русские оперные композиторы в первую очередь вдохновлялись темами, образами, сюжетами, идеями русской реалистической литературы, творчески развивая и возвеличивая их богатейшими средствами оперного искусства. Великое множество образов русской литературы — от народных былин и старинного исторического эпоса до поэзии Рылеева и Лермонтова, прозы Гоголя, драматургии Островского — обрело свою самостоятельную полнокровную жизнь на русской оперной сцене; эти образы, запечатлевающие наиболее значительные стороны русского характера и русской истории, с помощью вдохновенной музыки приобрели еще большую популярность, стали любимым достоянием народа.
По силе воздействия на русскую музыку и русскую оперу никто из писателен не может быть поставлен рядом с Пушкиным. Весь путь русской оперной классики озарен гением Пушкина. В его творчестве нашли благодарный материал композиторы, шедшие разными путями к идеалу реалистического народного искусства. И каким же разнообразием тем, сюжетов и образов, каким богатством музыкальных форм увенчалось это обращение оперных композиторов к источнику пушкинской поэзии! Богатырский эпос («Руслан и Людмила») и бытовая драма («Русалка»), монументальная народная трагедия («Борис Годунов») и лирические сцены, возвеличивающие образ русской женщины («Евгений Онегин»), народно-сказочная фантастика (оперы-сказки Римского-Корсакова) — все эти глубочайшие сюжеты и творческие задачи подсказаны русским музыкантам одним вдохновителем — Пушкиным, этим поистине всеобъемлющим гением, сумевшим охватить многие стороны русской жизни и запечатлеть величие и красоту русского национального духа. И как ни многообразны, творческие облики великих композиторов, обращавшихся к пушкинской поэзии, они предстают перед историей, сплоченные в единый отряд сподвижников и продолжателей пушкинской эстетики; они воплощают я музыке пушкинские взгляды на искусство, как средоточие больших общественно ценных идей, выраженных языком подлинно народным и художественно совершенным.
Русские оперные композиторы-классики по праву стоят в одном ряду с великими творцами русской реалистической классической литературы. Сближает и роднит их приверженность идеалам народного правдивого искусства, «страстное, беспредельное желание блага родине», «служение на пользу общую» — важнейшие черты, в которых Чернышевский усматривал своеобразие русской литературы и которые в большей мере составляют своеобразие и русской оперной музыки. Да, великим и серьезным делом, делом общенародного значения стала русская опера трудами ее гениальных создателей! Полно глубочайшего исторического значения, что Большой театр в своем развитии все более определялся как театр русской оперной классики, как театр, пропагандирующий художественные сокровища национальной музыки. Тем самым он выдвигался на передовые позиции русской культуры и приобретал выдающееся значение в духовной жизни народа.
Процесс этот был неимоверно сложен и труден. Именно в связи с проблемами овладения идейно-художественными ценностями русской классики Большой театр на протяжении всей второй половины XIX века, вплоть до 1917 года, является ареной напряженнейшей борьбы двух направлений в музыкальном искусстве, двух противоборствующих взглядов на задачи оперного театра, двух антагонистических систем художественных воззрений. В этой борьбе силы реакции, силы, тормозившие развитие национальной культуры, стремившиеся оторвать театр от народа и направить на путь искусства придворно-увеселительного, внешне-помпезного, иначе говоря, силы, служившие феодально-аристократической, крепостнической культуре, занимали командные посты. Вся политика чиновников дирекции «императорских» театров, их репертуарные установки, их художественные симпатии и антипатии порождали антинациональную космополитическую ориентацию — тот отвратительный культ иностранщины, против которого неустанно боролись и горячо протестовали все без исключения передовые русские музыканты.