Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр в борьбе за русскую оперную классику (1952 г.), часть 2.

Ранее: 1.

 

Воздействие великих творений русских оперных композиторов на формирование русского оперно-исполнительского искусства и их роль в истории Большого театра были исключительно большими и плодотворными. Вот почему нам необходимо ответить на вопрос, в чем же заключается сила русской классической оперы как национально-самобытного направления, ставшего наиболее прогрессивным и господствующим в новейшей мировой оперной музыке, в чем ее отличительные черты и преимущества в сравнении с музыкальными культурами других европейских народов.

В. В. Стасову принадлежат слова о том, что в представлении всех крупнейших русских композиторов музыка была «великим и серьезным делом в жизни человека». Особенно же «великим и серьезным делом» была оперная музыка, наиболее любимая русскими композиторами-классиками. Она никогда не низводилась ими до забавы, до игры поверхностными эффектами. Рассматривая оперное искусство как высокую общественную трибуну, русские композиторы-классики выступали провозвестниками реализма и народности — они стремились правдиво отразить жизнь, раскрыть и показать ее большое содержание, решить острые и животрепещущие вопросы современности и тем самым выполнить высокий гражданский долг перед народом, перед человечеством.

Глубокая содержательность, страстное и непримиримое правдолюбие, искренность и нравственная чистота — таковы идейные и моральные основы русской классической оперы, делающие ее органической частью народно-демократической культуры России. «Великим учителем музыкальной правды» назвал Мусоргский Даргомыжского; но эта характеристика в полной мере может быть отнесена к любому из корифеев русской оперной классики. Разве заветная мысль Даргомыжского: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово, Хочу правды» — не лежала в основе всей русской классической музыки, всех се творческих течений? Не эту ли мысль развивал Чайковский, когда писал: «Я всегда стремился как можно правдивее, искреннее выразить музыкой то, что имелось в тексте... я всегда старался выбирать сюжеты, в коих действуют настоящие, живые люди, чувствующие так же, как я». «Настоящие, живые люди», показанные в полный рост во всей красоте и богатстве духовной жизни, цельные натуры, нравственно сильные и чистые,— вот что составляет главное содержание русской классической оперы, многогранно запечатлевшей образ положительного героя, выразителя высоких общественных идеалов.

Как ни многообразны были жанры, сюжеты и образы, привлекавшие внимание русских композиторов-классиков, они никогда не отходили в своем творчестве от большой правды жизни, никогда не уклонялись от задачи глубокого идейного обобщения. Особенно величественны и беспримерны достижения русской эпической оперы, утверждавшей идею родины, воспитывавшей патриотические чувства, проникавшей в самую гущу народного сознания, народной исторической жизни. Развитие этой линии не прерывается на всем протяжении истории русской оперной классики: «Иван Сусанин» и «Руслан», «Псковитянка» и «Князь Игорь», «Борис Годунов» и «Хованщина», «Садко» и «Сказание о невидимом граде Китеже» — каждое из этих произведений, отмеченных монументальной величавостью эпического склада, составляет целую эпоху в истории мирового оперного искусства.

Могучая идейная сила и содержательность, правдивые и ярко характерные человеческие портреты, картины жизни народа в его больших порывах и движениях, смелая, новаторски свободная и классически совершенная, естественная и простая музыкальная форма, проникновенная красота мелодии, точность в передаче слова и речевых интонаций, драматически-активный и многокрасочный оркестр — все эти поистине необозримые богатства русской классической оперы определяют ее значение как нового и крупнейшего этапа в развитии мировой музыкальной культуры. К русской классической опере прежде всего должны быть отнесены те слова тов. А. А. Жданова, в которых определены основные достоинства русской музыкальной классики: «правдивость и реализм, умение достигать единства блестящей художественной фирмы и глубокого содержания, сочетать высочайшее мастерство с простотой и доступностью». Для русской классической музыки, как указывал тов. А. А. Жданов, «характерны высокая идейность, основанная на признании истоков классической музыки в музыкальном творчестве народов, глубокое уважение и любовь к народу, его музыке и песне».

Продолжение...