Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр в борьбе за русскую оперную классику (1952 г.), часть 1.

Ф. Ф. ФедоровскийНачиная с сороковых годов XIX века, история Большого театра неразрывно связана с развитием русской классической оперной музыки. С 1842 гола, когда состоялась московская премьера «отечественной героико-трагической оперы» Глинки «Иван Сусанин», одна за другой исполняются на сцене Большого театра классические русские оперы — великие творения Глинки и Даргомыжского, Чайковского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Рахманинова. Следует напомнить даты первых постановок классических русских опер, являющиеся важнейшими вехами славного идейно-художественного роста и восхождения Большого театра, его последовательного закрепления на позициях передовой национально-демократической русской культуры.

Первенец русской оперной классики был исполнен в Большом театре 7 сентября 1342 года. Четырьмя годами позже — 10 декабря 1846 года — впервые прозвучал в Москве «Руслан». Следом за Глинкой на сиену Большого театра проникает Даргомыжский: 5 декабря 1847 года состоялась премьера «Эсмеральды», а спустя одиннадцать лет, 23 января 1859 года, была исполнена «Русалка». Далее репертуар театра пополняется операми Серова «Юдифь» (1865) и «Рогнеда» (1868). Начинай с 1869 года по 1893 год расширение русского классического репертуара Большого театра в основном связано с постановками опер Чайковского («Воевода»—30 января 1869 года, «Опричник» —4 мая 1875 года, «Евгений Онегин»—11 января 1881 года, «Мазепа» — 3 февраля 1884 года, «Черевички» — 19 января 1887 года, «Чародейка» — 2 февраля 1890 года, «Пиковая дама» — 4 ноября 1891 года, «Иоланта»— 11 ноября 1893 года). К этому же периоду относится вхождение в репертуар «Демона» Рубинштейна (1879) и «Вражьей силы» Серова (1881).

Что же касается опер «кучкистов», то они на протяжении последней четверти XIX века проникали на сцену Большого театра с трудностями и большим запозданием. «Борис Годунов» был представлен 16 декабря 1888 года, «Снегурочка» — 26 января 1893 года, «Князь Игорь» — 19 января 1b98 года и «Ночь перед рождеством» — 11 ноября 1898 года. Дополним этот список «Маккавеями» Рубинштейна и упомянем также ценные и значительные работы театра над операми Аренского («Сон на Волге»), Корешенко («Последний день Бельсарусура»), Рахманинова («Алеко»), Иларамбсрга («Тушинцы»), а также над операми Направника («Нижегородцы», «Гарольд», «Дубровский») и Соловьева («Корделия»). Перечисленные произведения русских композиторов имели не одинаковую судьбу на сцене Большого театра. Если «Иван Сусанин», «Евгений Онегин», «Демон», «Пиковая дама» сразу же после премьеры закреплялись в золотом репертуарном фонде театра, то ряд крупнейших произведений оперной классики, в том числе «Руслан и Людмила» и «Русалка», лишь после повторных возобновлений приобрели должную популярность («Руслан», пройдя лишь несколько раз после премьеры 1846 года, был восстановлен после длительного перерыва в 1868 году; аналогична была судьба «Русалки», возобновленной в 1866 году).

Другие же оперы (в том числе и такие первоклассные произведения, как "Черевички" и "Чародейка", по разным причинам быстро сошли с репертуара. Так или иначе, работа над русскими операми оказывала громадное воздействие на формирование творческого облика Большого театра. Закрепляя и пропагандируя в массах слушателей русский классический репертуар, творческие кадры Большого театра, в первую очередь поколения талантливых певцов-актеров овладевали высоким мастерством реалистического оперного исполнительства.

Мы отнюдь не склонны недооценивать роль западного репертуара в жизни Большого театра: его артисты проявляли всегда исключительный интерес ко всему ценному в мировой музыке. Работа над крупнейшими произведениями французской, итальянской, немецкой оперной классики, разумеется, повышала исполнительскую культуру Большого театра и виртуозное мастерство его певцов. Но в спектаклях театра никогда не копировались иностранные «признанные» исполнительские образцы, а творчески и самостоятельно решались большие задачи раскрытия идейно-художественного содержания, заключенного в произведениях западных оперных композиторов. И если в лучших своих постановках опер Мейербера, Верди, Вагнера Большой театр сумел решить эти задачи с совершенством, недосягаемым для крупнейших западноевропейских театров, то объяснение этого можно найти в широте эстетического кругозора, в богатстве реалистического исполнительского мастерства — в качествах, которые выработались в русском театре в процессе освоения русской классической оперы.

Продолжение...