Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Московская опера в первой половине XIX века (книга "Юбилей Большого театра", 1952 года), часть 3.

Большой театрРанее: 1, 2.

Следующая, более высокая стадия в развитии доглинкинского русского музыкального театра связана с национально-романтическими операми Верстовского, получившими свое первое сценическое воплощение в спектаклях Большого театра. Первая опера Верстовского «Паи Твардовский» была представлена 24 мая 1828 года, за ней последовали «Вадим, или Двенадцать спящих дев» (1832), «Аскольдова могила» (15 сентября 1835), «Тоска по родине» (18.39), «Чурова долина, или («Сон наяву» (1841) и «Громобой» (1858). Примыкая к группе московских деятелей искусства (Аксаков, Загоскин), видевших идеал русской оперы в прославлении родной старины, патриархальных нравов и обычаев, Верстовский в своем творчестве выступал энергичным поборником национальной самобытности и народности на русской сцене, стремился к воплощению правдивых русских характеров; основной своей творческой задачей он ставил обогащение национального по складу песенно-мелодического стиля.

Широкая популярность, более того — всенародная слава увенчала его оперу «Аскольдова могила», воспринятую современниками как произведение подлинно национального искусства. Эта опера покорила слушателей ясностью, красотой и выразительностью мелодий, весьма разнохарактерных, правдивых и в обрисовке поэтично-нежных, лирически-задушевных состояний, и в эпизодах, требующих силы, яркости. Многообразие и живость мелодического изобретения, умение приспособить музыку к целям сценическим, умение в соответствующих местах сообщать мелодии элемент веселости, размашистой удали и юмора — эти черты опер Верстовского вызвали в свое время энергичную поддержку и похвалу Серова. Серов, а позднее Асафьев отмечали у Верстовского широту показа разных сторон русской жизни и неоспоримые удачи в обрисовке простыми средствами оперно-песенной мелодии самобытных и ярких характеров. В лучших мелодиях Верстовский уже преодолевает ограниченность водевильно-куплетного склада и значительно обогащает вокальный стиль своих опер.

Вот что писал С. Т. Аксаков, просвещенный театрал, патриот Большого театра, о «заслуженном славе», увенчавшей Верстовского как автора «Аскольдовой могилы»: «Музыка его сделалась народного; кто не знает ее, не любит и не поет? Двадцать лет опера «Аскольдова могила» играется на театрах обеих столиц и на театрах провинциальных — и зрители не могут наслушаться и насмотреться на нее. Огромные суммы принесла она дирекции театров, особенно в Москве, где она превосходно поставлена и где прелестный голос и до совершенства доведенная игра г-на Бантышева в роли Торопки Голована до сих пор восхищают зрителей... Магическая сила третьего акта не слабеет. Здесь безусловно торжествует народность слова и музыкальных звуков!». О том, как тесно музыка опер Верстовского входила в музыкальный быт Москвы и всей России, свидетельствуют следующие строки, написанные тем же автором по поводу «Пана Твардовского»: «Цыганская песня: «Мы живем среди полей», весьма удачно написанная Загоскиным и положенная па музыку Верстовским, особенно нравилась и долго держалась, да и теперь еще держится в числе любимых песен московских цыган и русских песенников».

Практически владея искусством пения (современники восхитились его пением, отмечая «могучую силу чувств», «страстную выразительность», «огонь в каждой его ноте»), Верстовский принес чрезвычайную пользу Большому театру в качестве воспитателя певцов. Им был «открыт» и выпестован выдающийся талант, превосходный русский тенор А. С). Бантышев, восхищавший слушателей мягкой задушевностью и естественной простотой своего пения. Лучший Торопка в «Аскольдовой могиле», Собинин в «Сусанине», Бантышев как представитель подлинно русской национальной артистической школы, обладал широким творческим диапазоном: поэтичная лирика сочеталась у него с веселостью, юмором, молодецкой широтой. Замечательную певицу Н. В. Репину нередко причисляют к драматической труппе. Это неверно, хотя Репина часто весьма успешно выступала в драматических спектаклях Малого театра. Выделяясь хорошей техникой и высокой культурой сцены, Репина была прежде всего оперной актрисой-певицей, обладательницей блестящей колоратуры, лучшей толковательницей ответственных партий западного и отечественного репертуара; в частности, она являлась создательницей женских образов в операх Верстовского.

Продолжение...