Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Московская опера в первой половине XIX века (книга "Юбилей Большого театра", 1952 года), часть 2.

Ранее: 1.

Техника подобных эффектов была доведена до совершенства, и пил, видимо, привлекала многочисленных посетителей, любителей зрелищного великолепия. Но не к этому сводилась работа театра. Заглянем в одну из афиш рядового спектакля Большого театра и прочитаем ее внимательно. Мы узнаем, что 14 октября 1928 года в театре шел «Волшебный стрелок» («Фрейшотц») в русском переводе Зотова; любителям машинно-пиротехнических чудес афиша сулит полеты, картину воздушной охоты, разрушении скал, движение потока (машинист Г. Шрейдср), Сообщается состав — отменно сильный! — исполнителей-певцов: Лавров, Бурков, Репина и другие. Сообщается также, что после оперы будет исполнен разнохарактерный дивертисмент «Праздник жатвы» (сочинение балетмейстера И. Лобанова), по ходу которого будут танцевать «по-русски вдвоем», «по-русски втроем», «вшестером по-русски», «малороссийский танец». Таким образом не только зрелищными эффектами привлекал театр публику, но прежде всего его выдающимся и новым для того времени произведением западноевропейской музыки, именами лучших своих и любимых народом оперных артистов. И, как видим, театр считал необходимым хотя бы в форме дивертисмента откликнуться на национальную русскую тему, спрос на которую со стороны посетителей театра был исключительно велик.

Внимание к национальному музыкально-театральному творчеству во всех его жанрах составляет, несомненно, отличительную черту Большого театра, сыгравшего в эту эпоху выдающуюся роль в формировании самобытного репертуара и в кристаллизации наиболее важных качеств доглинкинского, доклассического музыкального театра. Все наиболее значительные явления отечественного репертуара находили доступ на сцену Большого театра — произведения лучших композиторов того времени — А. Н. и С. Н. Титовых, С. И. Давыдова, Д. Н. Кашина, К. А. Кавоса, А. Е. Варламова, А. А. Алябьева и других, многообразно разрабатывавших темы и сюжеты русской истории и современной русской действительности. Однако до того времени, как и репертуаре Большого театра утвердилась русская оперная классика, ни один из композиторов не оказал на его развитие такого активного воздействия, как А. Н. Верстовский. Крупнейший композитор, выступивший и оперном жанре до Глинки, Верстовский на протяжении ряда десятилетий был тесно связан с Москвой, с ее бытом и художественной культурой; особо же тесно был связан он с Большим театром, на сцене которого состоялись первые представления всех его шести опер и большинства водевилей.

Когда академик Асафьев, выступая против недооценки раннего, доклассического периода истории Большого театра подчеркивал значение музыкальной драматургии Верстовского, он углублял мысли и положения, высказанные в свое время Одоевским и Серовым. Оценивая заслуги Верстовского перед русским оперным искусством, Одоевский не забыл и его ранние опыты, предшествовавшие созданию национально-романтических опер, его водевили, которые «введением новых ныне почти сделавшихся народными мотивов, лучшим употреблением инструментовки обратились в настоящую комическую оперу». Среди музыкантом, отличившихся «на сем поприще», Одоевский выделял рядом с Верстовским Алябьева, «отличного гармониста».

Действительно, не должны быть оставлены без внимания лучшие образцы комической оперы-водевиля, значение которой отнюдь не исчерпывалось задачами легкого развлечения. Современники ценили этот жанр за его коренную и глубокую связь с музыкальным бытом; народная песня, романс, перенесенные на театральные подмостки, не только создавали атмосферу родного искусства, но и обогащались драматически, подчинялись задачам обрисовки характеров действующих лиц. Сюжеты, сценические положения, чувства героев были несложны, подчас наивны, но в них была правдивость, естественность, непринужденность и искренность.

Среди создателей музыки в таких произведениях наиболее значительное место занимали А. А. Алябьев и А. Н. Верстовский, причем они нередко выступали соавторами. Вот названия нескольких комических опер-водевилей, успешно представленных на сцене Московского оперного театра; «Деревенский философ» А. А. Алябьева (текст Загоскина, 1823); Алябьевым же совместно с Верстовским написаны оперы-водевили «Учитель и ученик» (1824), «Хлопотун» (также в 1824), «Забавы калифа» (1825). Алябьев и Верстовский были основными авторами музыки к прологу «Торжество муз», исполнявшемуся в день открытия нового Петровского театра (Большого) 6 января 1825 года. В этих представлениях исполнителями были крупнейшие московские оперные и драматические артисты того времени; сплошь и рядом в программах мы читаем имена Щепкина, Живокини и других великих русских артистов, которыми гордился московский драматический театр, и вместе с ними Репиной, Лаврова, Булахова — лучших оперных певцов 20—30-х годов. Содружество артистов оперы и драмы, их совместные выступления в музыкальных спектаклях — красноречивое свидетельство высокого уровня сценического искусства и культуры слова в московском музыкальном театре первых десятилетий XIX века.

Продолжение...