Тяга к героике в театре, к большим трагедийным темам была громадна; она росла из года в год. И параллельно ей, с другой стороны, рос спрос на блестящее искусство, на виртуозов, на театр авантюр и пышных спектаклей. Россини привез в Париж и поставил на сцене Итальянского оперного театра „Магомета" и „Моисея", — те оперы, которые не получили популярности в Италии из-за своей чрезмерной для итальянской публики серьезности, грузности и мрачности. Россини переделал их для Парижа, обогатил их театральный наряд, ввел балеты, увеличил оркестр, расширил ансамбли, — одним словом, нажал на все педали, имеющиеся в распоряжении оперного композитора, и добился шумного успеха.
Но это было лишь зародышем нового бурного подъема и расцвета парижской „большой" оперы. В 1828 году с небывалым триумфом прошла премьера "Немой из Портичи" Обера, — оперы, в которой впервые явственно ощутилось дыханье надвигавшейся революции. В следующем году был поставлен „Вильгельм Телль" Россини, опера на сюжет одноименной драмы Шиллера, где композитор нашел новые и яркие образы и краски для выражения в музыке национально-освободительных идей, обуревавших подавленную итальянскую буржуазию. Недаром эта подлинно «карбонарская» опера долго находилась под запретом австро-итальянской полицейской цензуры.
Мейербер выжидал. Но, как только утих гул июльских революционных боев, как только установился новый порядок и наступил "золотой век" финансовой аристократии, а под ее крылышком расцвел мещанин, лавочник и рантье, — сейчас же появилась первая „большая" героико-фантастическая опера Мейербера, его знаменитый „Роберт-Дьявол". Эта опера произвела подлинную сенсацию. Она не только задавила своих старших конкуренток, но отодвинула на время вообще все другие художественные интересы. „Это шедевр новой школы,— восклицает в письме молодой Шопен, только что приехавший в Париж, — Мейербер обессмертил себя!" Восторженные приветствия шлет заочно из Италии романтический энтузиаст Берлиоз. Но, как остроумно выразился Гейне, в «Роберте» Мейербер еще «боязливый гений».
Надо было пройти пяти годам напряженнейшей работы, внимательнейшего изучения новой парижской театральной аудитории, ее вкусов, ее требований; надо было хорошенько провариться в художественно-идеологической атмосфере Парижа эпохи июльской монархии, чтоб сделать новое музыкально-драматическое произведение которому суждено было стать кульминационной точкой не только всего творчества Мейербера, но и всей парижской „большой" оперы. Этим новым, вызвавшим взрыв восторгов произведением Мейербера была его опера „Гугеноты". В „Гугенотах", — пишет Гейне, — Мейербер обнаруживает, наконец, себя без боязни; неустрашимыми линиями начертал он здесь все свои мысли, и все, что волновало его грудь, он дерзнул высказать в ничем не сдерживаемых звуках".
Либретто для „Гугенот" написал знаменитый французский драматург Скриб, чья слава, как блестящего знатока сцены, мастера драматических комбинаций и виртуоза театральных эффектов, находилась в 30 годах в зените. К этому времени он создал уже такие великолепные оперные либретто, как „Белая Дама", „Немая из Портичи", „Фра-Дьяволо", „Роберт Дьявол", „Жидовка". Скриб был блестящим формалистом, нисколько не интересовавшимся идеей художественного произведения, смотревшим на театр с точки зрения возможности проявить свою исключительную драматургическую технику.
Историк французской литературы Лансон пишет про Скриба, что ему "достаточно того, чтобы пьеса была хорошо построена. Мастерство и техника составляли для него все, и он владел ими в совершенстве. События и характеры представлялись ему простыми зубчатыми колесами, из которых составлялась его машина. Он не стремится изображать жизнь, изучать страсти или читать нравоучения, Для него безразличны всякого рода данные, истинные или ложные, неправдоподобные или банальные; он заботится только о том. чтобы приладить их одно к другому, включить в определенную рамку и связать таким образом, чтобы s известном месте разыгралась эффектная сцена и чтоб развязка получилась без особых затруднений. Он обладал талантом подготовлений, если понимать под этим не моральную подготовку, выясняющую правдивость драматических эффектов, а указания на события, при помощи которых неожиданно разрешается интрига"...
Некоторые из многочисленных блестящих пьес Скриба до сих пор идут на сценах с непрекращающимся успехом, Такова, например, его знаменитая комедия "Стакан воды", в которой, как в фокусе, собраны все характернейшие черты творчества этого талантливейшего драматурга. Дарование Скриба было типичным продуктом новой буржуазной культуры. Его аналогом в области беллетристики можно считать Александра Дюма (отца), чьи бесконечные романы, несмотря на их идейную убогость и невысокий уровень художественного вкуса, всегда читались с захватывающим интересом.
Продолжение...