Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

«Эсмеральда» ("Мастера Большого театра"). Часть 2.

Ранее: 1.

Участвующих в «Мифологическом балете» было много. Роль Венеры исполняла Анастасия Абрамова, богини охоты Дианы — Нина Подгорецкая, покровительницы цветов богини Флоры — Валентина Кудрявцева, Аполлона, покровителя искусств,— Леонид Жуков, легкокрылого бога Зефира — Асаф Мессерер, трех граций — Маргарита Васильева, Горшкова и Фрешкоп, Фавна — Иван Смольцов. Были здесь и аркадские пастушки, и дети-амуры, и дриады и вакханки. В адажио «Мифологического балета» танцующие занимали всю сцену. Свита Дианы все время находилась возле нее, повторяя все ее движения. Наши костюмы тоже походили на костюм Дианы. Только у солистки хитон был из белого шифона, а у нас — из голубого, опоясанные серебряным шнуром и с небольшими фижмами. На голове Дианы блестел бриллиантовый полумесяц, у нас — серебряные диадемы, усыпанный блестками.

После общего большого адажио начинались отдельные номера. Все участвующие в «Мифологическом балете» оставались на сцене в живописных позах и группах. Первым шел танец амуров. Двадцать девочек младших групп театрального училища в золотых парчовых хитончиках, золотых паричках и туфельках, с золотыми флейтами в руках четко танцевали на пальчиках живой, радостный галоп. Он был поставлен Тихомировым на несложных движениях, на смене линий и групп, которые дети выполняли четко, радостно, очень музыкально. На спектакле их танец имел такой грандиозный успех, что вопреки всем правилам и законам сценического действия пришлось его бисировать. После амуров танцевали богини и боги. Анастасия Абрамова, молодая солистка балета, ученица Тихомирова, окончившая театральное училище в 1917 году, исполняла Венеру. Она танцевала вариацию, состоящую в основном из движений пиццикато. Темп умеренный. Прыжки на пуантах в позе первого деми-арабеска, пируэты в два оборота с остановкой в IV позицию. Абрамова выполняла все движения вариаций технически сильно, наполняя их чувством достоинства, с гордо поднятой головой, очень женственная и грациозная.

Нина Подгорецкая, также ученица Тихомирова (выпуска 1919 года), солистка балета, исполняла партию богини охоты Дианы. Ее вариация отличалась от вариации Абрамовой по темпу и характеру. Большие, широкие прыжки и стремительное вращение в шене, перекидные жете, гран со де баски создавали впечатление полета балерины. Заканчивалась вся вариация большими па де ша с остановкой в позе первого арабеска. Поза была воинственно динамична. Валентина Кудрявцева окончила театральное училище в 1920 году по классу А. А. Горского, солистка балета Большого театра. В «Эсмеральде»  исполняла две партии в этом акте: невесты Феба Флер Де Лис и богини Флоры в «Мифологическом балете». Кудрявцева, от природы нежная, высокая, стройная, как нельзя лучше подходила к роли покровительницы цветов. Василий Дмитриевич поставил для Кудрявцевой вариацию в спокойном, мягком характере. Все движения переплетались, вытекали одно из другого и сочетались с паузами в позировках на пуантах.

Надо сказать, что Василий Дмитриевич ставил вариации, всегда учитывая индивидуальные способности и возможности артисток. Вариации были словно влиты в музыку, и каждая из богинь жила в образе на протяжении исполнения всего «Мифологического балета». То же самое можно сказать об исполнителях богов — мужчинах. Вариация Аполлона в постановке Тихомирова носила мужественный, волевой характер. Исполнитель — Леонид Жуков — поражал сильны! ми, но изящными движениями, скульптурностью поз. Прыжки с заносками антраша сиз, шене с остановкой в позах. Сила и мужская грация в молниеносных пируэтах, широта жеста. Жуков, так же как и другие исполнители, даже внешне соответствовал образу Аполлона. Красивый, превосходно сложенный, он в «Мифологическом балете» был поэтичен, прекрасен.

Асаф Мессерер исполнял вариацию легкокрылого Зефира. Высокий взлет и задержка в воздухе при каждом движении. Он «парил» в воздухе, приземляясь на одну секунду, чтобы снова взлететь. Легкая шелковая туника открывала сильные, стройные ноги Мессерера. Невысокого роста, но пропорционально сложенный, очень грациозный, с большим мягким прыжком, он танцевал вариацию с вдохновением. Дирижер Файер каждый раз при взлете Зефира несколько затягивал темп, и Мессерер «зависал» в воздухе. На первых репетициях ему неизменно аплодировали артисты, присутствующие на сцене, а это считалось наивысшей похвалой. Роль Фавна исполнял Иван Смольцов. Его вращения на согнутых ногах, высокие прыжки с поджатыми ногами были технически сложными, потому что нужно было в темпе успеть согнуть и затем выпрямить ноги. В руках Фавна свирель, на которой он как бы аккомпанировал себе в танце. Интересен был прыжок через ногу — револьтад. Этот образ носил гротесковый характер, чему способствовал не только рисунок танца, но и оригинальный костюм со шкурой на груди и парик с рожками. 

Продолжение...