В театральной школе Большого театра в 20-е годы существовал предмет «мимика». В настоящее время он заменен предметом «актерское мастерство». Название «мимика» не отражало сути урока, так как фактически это были занятия хореографической пантомимой, которая включает в себя пластическую выразительность движений, жестов и мимику. Хореографическая пантомима — это как бы дополнительное к классическому танцу средство для создания балетного спектакля.
В старых балетах танец служил для раскрытия эмоционального состояния героя, а пантомима — для выражения действия. Пантомимные сцены были обособлены от танцевальных, в них широко использовались условные жесты. Например. Артисту надо «сказать»: «Ты моя невеста». В балете это изображалось так: надо было показать на партнершу — «ты», затем на себя — «моя», а далее указать левой рукой на безымянный палец правой, где носят обручальное кольцо. Таких условных жестов было множество.
В 20-е годы хореографическая пантомима еще изобиловала условными жестами, и учащиеся балетной школы должны были их знать, поэтому педагоги объясняли их нам по мере необходимости. Однако уже в то время преподаватели мимики стремились к реалистической пантомиме, которая заменила бы этот разговор «глухонемых», понятный только самим артистам балета.
Анализируя уроки мимики педагогов 20-х годов М. М. Щипанова (1920 — 1922), А. П. Петровского (1923—1925), В. А. Рябцева (1925—1926), можно отметить их стремление к поискам иной выразительности, где бы пантомима, а точнее, пластическая выразительность приближалась к естественным движениям человека и сливалась с танцем. Как это выглядело на практике, я покажу, рассказав о каждом из трех вышеназванных педагогов.