Народная артистка РСФСР и Грузинской ССР Вера Александровна Давыдова родилась в Нижнем-Новгороде. Еще девочкой она стала учиться музыке и подростком давала уроки пения в начальной школе. Давыдова страстно мечтала о том, чтобы стать оперной певицей, и с этой целью в 1924 году приехала в Ленинград держать экзамены в консерваторию. Председателем экзаменационной комиссии был замечательный русский композитор Глазунов. Он обратил внимание на одаренную девушку, и Давыдова была зачислена студенткой консерватории по классу профессора Девос-Соболевой. Еще будучи студенткой, Давыдова интересно и ярко исполнила на сцене Оперной студии при консерватории партию Кармен в одноименной опере Бизе. Впоследствии эта партия осталась в репертуаре певицы, как одна из лучших. В 1930 году Давыдова была приглашена в Ленинградский театр оперы и балета им. СМ. Кирова.
Первое ее выступление на сцене этого театра было в небольшой, но вокально сложной партии пажа в опере Мейербера «Гугеноты». Вскоре после этого талантливой певице стали поручать одну за другой ответственные партии, написанные для меццо-сопрано. Через три года Давыдова стала солисткой Государственного академического Большого театра. Красивый, бархатного тембра, сильный голос Давыдовой, на редкость благодарная сценическая внешность, вокальное мастерство и большой музыкальный вкус создали певице прочный и заслуженный успех у зрителя с первых же ее шагов на сцене. В Большом театре творчество Давыдовой достигло своего полного расцвета. Большим достижением Давыдовой явилось исполнение партии Кармен, над которой она продолжала упорно работать после выступления в консерваторской студии. Блестяще исполняет Давыдова труднейшие партии западного репертуара, доступные только певцам-виртуозам, такова, например, Амнерис в опере Верди «Аида». Давыдова создала колоритный образ самолюбивой и властной дочери царя Египта, в душе которой мучительно борются любовь и оскорбленная гордость. Однако талант Веры Александровны Давыдовой наиболее полно раскрылся в русской классической опере. Правдиво и ярко рисует певица образ русской женщины. Исполняя партию Марфы в «Хованщине» Мусоргского, Давыдова показывает цельность и моральную стойкость героини, В образе Любавы («Садко» Римского-Корсакова) она рисует привлекательный облик женщины, до конца верной и чистой в своей любви к мужу, готовой бороться за свое счастье, какие преграды ни стали бы на ее пути. В опере Римского-Корсакова «Царская невеста» певица создает трагический образ Любаши, которая погибает в жестокой борьбе, пытаясь отстоять свое глубокое и преданное чувство.
Большой и успешный опыт создания русского национального характера в классической опере помог Вере Александровне Давыдовой решить задачу, которая является важнейшей для нашего музыкального театра, — воплотить образы современных женщин в операх, созданных советскими композиторами. Наибольшей удачей певицы была партия Аксиньи в опере Дзержинского «Тихий Дон». Аксинья в исполнении Давыдовой — простая казачка, мужественная и строгая, нашедшая в себе силы порвать с вековыми косными традициями и осуществить свое право на свободное и независимое чувство. В опере Желобинского «Мать», литературной основой которой послужила одноименная повесть А. М. Горького, Давыдова пела партию Ниловны, воплощая в этом образе героическую самоотверженность женщины из народа, понявшей ту единственную и великую правду, за которую бился ее сын, и вступившей вслед за ним на путь революционной борьбы за народное счастье. Свое мастерство и природную одаренность Вера Александровна Давыдова проявила не только в оперном искусстве.
Большое значение в ее творческой жизни имеет концертная деятельность. Здесь певица выступает как новатор, прокладывающий новые пути в создании концертного репертуара. Давыдова всегда стремилась к исполнению цельных, законченных, объединенных общей темой программ. В 1946 году она показала широкому кругу слушателей большой цикл концертов под названием «Русский романс». В этом цикле она исполнила около четырехсот романсов, начиная от старинной песни «Стонет сизый голубочек» до произведений современных советских композиторов. Вторым крупным явлением в концертной деятельности певицы была программа, исполненная ею в 1947 году и посвященная творчеству норвежских композиторов. Она оказалась как бы ответом на гостеприимство, оказанное советским артистам в Норвегии во время национальных музыкальных празднеств. Давыдова часто выступает в концертах, которые целиком состоят из произведений советских композиторов. Особенно близко ей творчество Шапорина. Вера Александровна Давыдова — активный общественный деятель. В 1939 году Давыдова была избрана депутатом Московского Совета.
В 1947 году избиратели Коминтерновского округа выдвинули ее депутатом Верховного Совета РСФСР. В 1950 году В. А. Давыдова была вторично избрана депутатом Верховного Совета РСФСР.
В 1937 году Давыдова была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР и награждена орденом «Знак почета».
В 1946 году ей присуждена Сталинская премия за цикл концертов «Русский романс». В 1951 году она удостоена звания лауреата Сталинской премии за участие в спектакле «Хованщина». В том же 1951 году в связи со 175-летним юбилеем Большого театра В. А. Давыдовой присвоено звание народной артистки РСФСР и она награждена орденом Трудового Красного Знамени.