Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творческий путь

Суламифь МессерерМного времени и сил отдавала молодая танцовщица ежедневной тренировке и поискам драматической выразительности образа, изучив все ведущие балетные партии. Однажды, идя на занятия в тренировочный класс, она встретила помощника режиссера, предложившего ей срочно заменить заболевшую балерину в па-де-труа в «Лебедином озере». Суламифь Мессерер хорошо справилась с этой партией, и с тех пор ей стали доверять ответственные выступления.

С 16-летнего возраста молодая танцовщица увлекалась водным спортом и в течение четырех лет была чемпионкой СССР по плаванию. Перед ней встала дилемма: или спорт, или сцена. Для того, чтобы стать профессионалом, нужно целиком отдаться избранной специальности. «Я поняла, — вспоминает Суламифь Михайловна, — что искусство я люблю больше. И вот, огромным усилием воли я заставила себя в одно прекрасное утро не пойти больше в бассейн, а отдаться целиком увлекательному искусству танца».

Исполнив ряд сольных номеров в балетных дивертисментах, Суламифь Мессерер получила главную роль в «Тщетной предосторожности». Потом следуют «Коппелия», «Лебединое озеро» и «Дон-Кихот». В этом балете особенно ярко проявилось сценическое дарование балерины и безукоризненная танцевальная техника в близкой ей и потому так удавшейся роли Китри. Она завладевает вниманием зрителей с первого момента появления на сцене, стремительно врываясь в яркую и веселую народную толпу, танцующую на залитой знойным солнцем городской площади. Особенно запоминаются сложнейшие вариации в третьем акте, исполняемые балериной с подкупающей легкостью и блеском. Сценическому облику Суламифь Мессерер чужда лирическая созерцательность, и потому гораздо лучше удаются ей именно жизнерадостные партии. Большой артистический темперамент танцовщицы всегда сочетается с безукоризненной технической формой и умением создавать сценический образ.

Суламифь МессерерРассказывая об одной из своих ранних работ — партии танцовщицы Суок в балете «Три толстяка», Суламифь Мессерер говорит: «В творческой биографии каждой балерины большую роль играет тот балет, в котором ей приходится создавать новую, еще никем не исполнявшуюся роль, новый образ, новую танцевальную партию. Для меня таким балетом явились «Три толстяка». Серьезная задача заключалась в том, чтобы насытить этот сказочный образ характерными жизненными чертами. Другая задача заключалась в том, чтобы кукла Суок была совсем не похожа на куклу из «Коппелии». Сухие и отрывистые движения из «Коппелии» я заменила другими, как бы пружинными покачиваниями, в которых участвовал и корпус тела и руки.

Работая над ролью Суок, я впервые поняла, как можно насытить балетный образ своеобразным содержанием, не прибегая к примитивному натурализму; органически сочетая специфические танцевальные средства с драматическими». С тех пор Суламифь Мессерер неизменно уделяет особое внимание созданию сценического образа, будь то облик Заремы в «Бахчисарайском фонтане», Лизы в «Тщетной предосторожности», Маши в «Щелкунчике» или крестьянской девушки Жанны в балете «Пламя Парижа». В этой последней роли Суламифь Мессерер еще раз продемонстрировала большое сценическое обаяние и умение скупыми, но удачно найденными жестами и мимикой придать создаваемому образу черты жизненной правды. Перед зрителем возникает жизнерадостная и шаловливая девушка Жанна — дочь крестьянина Гаспара. Управляющий замком, увидевший в руках брата Жанны — Пьера революционное знамя, арестовывает их отца — старика Гаспара и выбрасывает бедный скарб из крестьянской хижины. В этой сцене Жанна перерождается. В столкновении с жестокой действительностью в ее характере зреет решимость защитить себя и своих товарищей от помещичьего произвола. Суламифь Мессерер чисто танцевальными средствами рисует разительную перемену, происшедшую в душе Жанны, которая вместе со своим братом Пьером вступает в отряд добровольцев, присоединяющихся к марсельцам.

Запоминается Суламифь Мессерер в четвертом акте, когда революционный народ, овладев Тюильрийским дворцом, танцует на площади свои зажигательные танцы. Жанна, к которой вернулись ее жизнерадостность и беззаботность, танцует с марсельцем Филиппом. Суламифь Мессерер здесь не только демонстрирует свою отличную балетную технику, но и передает своеобразный национальный колорит народного танца. Работу на сцене Суламифь Мессерер успешно совмещает с большой концертной деятельностью как в пределах Советского Союза, так и за границей.

В 1933 году вместе с Асафом Мессерером она совершает большую поездку по Германии, Франции, Швеции, Норвегии, Дании и другим странам. В 1939 году она гастролирует в Польше, в 1943 году — в Иране и Ираке, в 1945 году — в Болгарии и Румынии. В 1946 году Суламифь Мессерер вместе с группой артистов советского балета совершила большую гастрольную поездку в Китай. В Чанчуне, Мукдене, Дайрене, Порт-Артуре и других городах артисты дали многочисленные концерты, прошедшие с огромным успехом.

С 1950 года С. М. Мессерер перешла на педагогическую деятельность, ведя учебно-тренировочную работу с артистами Большого театра. Много лет преподает она в Хореографическом училище Большого театра, воспитав целую плеяду молодых артистов балета. Одновременно Суламифь Мессерер является художественным руководителем балета Московской государственной эстрады. Суламифь Михайловна Мессерер дважды награждена орденом «Знак Почета» и медалями.

Суламифь Мессерер