Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Биография Софьи Головкиной

Головкина СофьяСофья Николаевна Головкина принадлежит к плеяде талантливых балерин, воспитанных советской балетной школой. Она пришла в Большой театр в 1933 г. после окончания Московского хореографического училища. Художественной индивидуальности Головкиной свойствен радостный, волевой, уверенный стиль исполнения. Смелость, строгая чистота линий, стремительный темп отличают ее технически виртуозный танец. Усвоив лучшие традиции русской балетной классики, Софья Головкина вместе с другими деятелями советского балетного театра утверждает новые черты советского классического танца. Головкина придает светлые оптимистические интонации не только танцевальным партиям в советских балетах; создавая классические образы в старых балетных спектаклях, она трактует их с позиций советской актрисы. Поэтому образ Одетты («Лебединое озеро») в исполнении Головкиной лишен меланхолических красок. Лирика Головкиной в этой партии просветленная, здоровая, полная живых человеческих эмоций. Эта трактовка образа нашла яркое выражение в танцовальном мастерстве Головкиной. Творческий путь Головкиной — это путь художника, упорно и настойчиво овладевающего сложным искусством советского балетного театра.

В первые годы своей работы балерина отдала дань увлечению стихией танца, его виртуозной технике. Но по мере роста артистического мастерства она все более и более стала подчинять танцовальную технику задаче создания живых сценических образов. К ним прежде всего относится партия Раймонды в одноименном балете Глазунова, в которой Головкина создала привлекательный женственный образ гордой девушки, сохранившей, несмотря на все препятствия, чувство верной любви и преданности своему возлюбленному рыцарю. В этой сложной партии танцовщица продемонстрировала виртуозную технику классического танца. Самые трудные вариации она исполняет с присущей ей чистотой и силой. В классическом репертуаре особенно близка дарованию Головкиной партия Китри в балете «Дон Кихот» — молодой жизнерадостной и задорной дочери трактирщика. Танцы Головкиной в этой партии, жизнерадостные, сильные, отмечены превосходной техникой, четкой разработанностью движений, законченной формой. Живая динамика стремительных движений танцовщицы, сложнейшие классические вариации, исполняемые С. Головкиной легко и непринужденно, служат ей для воплощения сценического образа — жизненно правдивого, непосредственного, человечного. Артистическая индивидуальность Головкиной, особенности ее исполнительского стиля наиболее ярко раскрылись в ведущих партиях советских балетов, Серьезным экзаменом для мастерства Головкиной была партия Светланы в одноименном балете, поставленном Большим театром в 1939 году. Перед танцовщицей стояла задача средствами классического танца раскрыть богатый духовный мир советской девушки.

Этот экзамен молодая танцовщица выдержала с честью. Во всех драматических эпизодах спектакля Головкина выразительными средствами балетной классики убедительно передала чувства отважной духом героини, ее непосредственность, простоту, веселый нрав, высокий патриотизм. Партия Светланы — большая удача балерины, свидетельство художественной разносторонности ее мастерства. Как актрису Головкину привлекают сильные женские характеры, их благородство, стойкость, готовность к самопожертвованию во имя высокой цели. Не случайно поэтому, что даже образ Раймонды в исполнении Головкиной наделен героическими чертами, вполне созвучными торжественному, благородному и прозрачно чистому строю музыки Глазунова. Понятен поэтому творческий успех Головкиной в роли Дианы Мирель в балете «Пламя Парижа». Головкина создала яркий, запоминающийся образ актрисы, героически борющейся вместе с французским революционным народом против его врагов. Темпераментно, уверенно и технически сильно воплощает она в своем танце яркий образ французской актрисы, вышедшей на улицы Парижа вместе со своим народом, чтобы низвергнуть тиранию угнетателей. Героические черты преобладают и в созданном Головкиной образе Тао-Хоа («Красный мак»). Актрису привлекает возможность показать хореографическими средствами становление характера ее героини и затем, как высшее проявление сильного духа, героическое самопожертвование во имя народа. Головкина много работает над своим художественным развитием, настойчиво трудится, совершенствуя свое артистическое мастерство. В последние годы Головкина неоднократно представляла передовое искусство Советской страны за рубежом нашей Родины. Ее выступления в Иране, Польше, Румынии, Чехословакии сопровождались неизменным успехом. За выдающиеся заслуги в развитии советского музыкально-театрального искусства в 1942 году Софье Николаевне Головкиной было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР. В 1946 году за участие в спектакле «Пламя Парижа» С. Н. Головкина была удостоена Сталинской премии I степени. В 1951 году в связи со 175-летием Большого театра Софья Николаевна Головкина была награждена орденом Трудового Красного Знамени.