Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творческий путь Сергея Лемешева (1958 г.), часть 2.

Ранее: 1.

Сергей ЛемешевВесной 1931 года после удачных выступлений в ролях Берендея и Джеральда Лемешев был принят в Большой театр Союза ССР. Уже в самом начале следующего сезона — 7 сентября 1931 года — он с громадным успехом спел на сцене Большого театра партию Ленского. С тех пор Сергей Яковлевич бессменно работает в Большом театре, пополнив свой репертуар многими другими ролями, в том числе Дубровского, Звездочета, Индийского гостя, Синодала, Альмавивы, Альфреда, Герцога, Ромео и Фауста. Как исполнитель партии Ленского Лемешев по праву считается достойным продолжателем традиций Л. Собинова, обогащенных тем опытом, который он приобрел под руководством К. С. Станиславского. Лемешев никогда не успокаивается в своих творческих исканиях, а продолжает работу над совершенствованием уже готовых партий. «Если любить свое дело и верить в собственные силы, то... иди вперед — и дойдешь, — утверждает Лемешев. — Пусть не так легко и быстро — вот дошел же я «пешком» до театра, но ведь все-таки дошел!» В этих словах много правды. Щедро одаренный природой, певец проявил и настойчивость в достижении намеченной цели, и выдержку, и взыскательность к себе. Его голос, казавшийся в первые годы приятным, но не слишком большим, порой даже недостаточно сильным, окреп, сохранив при этом все свое очарование.

У Лемешева — лирический тенор, отличающийся редкой красотой тембра, не раз заставляющей вспоминать великое имя Собинова. Исполнительскому искусству Лемешева свойственна подлинно артистическая законченность, то высокое мастерство, которое присуще только большому, настоящему художнику. Не будет преувеличением назвать Лемешева любимцем слушателей, которым он доставляет так много радости своим высоким искусством. Манерность, поза, надуманность — все это органически чуждо Лемешеву. Легко и свободно льется его великолепный голос, подкупающий простотой и естественностью, пленяют созданные им сценические образы, перечень которых говорит о многогранности его артистического дарования. Любая роль, которую он исполняет, отделана с ювелирной тщательностью и глубоко продумана сценически. Его Ромео, например, скульптурно четок. Он — олицетворение благородной решимости любить до гроба и отдать жизнь за любовь, которая сильнее смерти. Исключительно широк диапазон исполняемых им партий — от рыцарственного Ромео до лукавого Поповича в «Сорочинской ярмарке». С тонким чувством юмора ведет он эту роль, построенную Мусоргским на пародировании приемов церковного пения.

Сергей ЛемешевКомедийное дарование артиста раскрылось и в роли Фра-Дьяволо в одноименной опере Обера. Он рисует «брата дьявола» — атамана разбойников, который использовал свое положение для того, чтобы помогать неимущему люду, — человеком остроумным и изобретательным, неистощимым на выдумки. Он появляется то в роскошном костюме маркиза, то в строгой сутане монаха. Но через все заполненное занимательной интригой сценическое действие артист проносит одну основную мысль: эти проделки нужны Фра-Дьяволо только для того, чтобы, отомстив алчным богатеям, помочь простым людям преодолевать жизненные невзгоды. Эту сложнейшую роль, изобилующую мгновенными перевоплощениями, Лемешев играет и поет очень живо и непринужденно, с подлинным комедийным блеском. Совершенно особо должно быть отмечено глубоко эмоциональное и необычайно поэтичное исполнение Лемешевым русских народных песен. Перед слушателями возникают необозримые российские просторы, чарующие родные пейзажи, простые и чистые человеческие переживания.

«Я русский, — писал Лемешев в годы Великой Отечественной войны. — Русскому народу принадлежит моя жизнь, сила, способности. И я был бы счастлив, если бы знал, что мое искусство способно пробуждать в слушателях сильные светлые чувства». Национальное своеобразие дарования Лемешева проявляется не только тогда, когда он воплощает на сцене пушкинские и гоголевские образы, но и тогда, когда увлекает слушателей своим исполнением русских народных песен и романсов русских композиторов. Лемешев был одним из первых певцов, который включил в свой репертуар романсовую лирику Чайковского, исполнявшуюся им в концертах еще в 1938—1939 годах. Концертная деятельность Лемешева, репертуар которого обширен и разнообразен, также завоевала ему заслуженное признание не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Во всем мире высоко ценятся пластинки, напетые Лемешевым, его слушают и в концертных залах и по радио. Правительственные награды и высокое звание народного артиста Советского Союза достойно увенчали творческий труд Сергея Яковлевича Лемешева — одного из лучших теноров нашей страны.

Сергей Лемешев Сергей Лемешев Сергей Лемешев Сергей Лемешев Сергей Лемешев