Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творческий путь Сергея Лемешева (1958 г.)

Сергей ЛемешевИ сейчас я помню каждый князевский дом, крыльцо, палисадник, неширокие улицы и поросшие бурьяном тихие переулки, помню свои и чужие огороды, приземистое здание школы и ветряную мельницу, осенявшую все кругом мирным, полузабытым уютом замерших в неподвижности деревянных крыльев», — так пишет народный артист СССР Сергей Яковлевич Лемешев, вспоминая начало своего жизненного пути, который привел простого крестьянского паренька на сцену Большого театра. Лемешев родился и вырос в деревне Князево Медновского уезда Тверской губернии. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, на его чудный голос, на его задушевное исполнение русских народных песен обратил внимание известный московский архитектор Н. Квашнин, который в ту пору — в 1919 году — руководил местной художественно-ремесленной школой. Квашнин устроил Лемешева в школу и попросил свою жену — певицу с законченным музыкальным образованием — взяться за обучение юноши. Евгения Николаевна разучивала с ним песни и арии, учила итальянскому языку. Под ее руководством Лемешев начал петь арию Ленского, песню Левко, романс Надира из «Искателей жемчуга». Пел он также «Песнь ямщика», кое-какие романсы. Ему не было еще семнадцати лет, когда он принял участие в спектакле любительского драматического кружка в Князеве. «С той поры и до сих нор, — признается Сергей Яковлевич, — я знаю «одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть» — пение».

Сергей ЛемешевВ конце 1919 года молодой Лемешев отправился в Тверь, пройдя пешком сорок километров. В Твери он сразу же устремился в городской театр, разыскал директора и попросил разрешения выступить в концерте. Не без колебаний директор разрешил ему попробовать свои силы. Но собравшиеся в театре не смотрели на его короткую ватную куртку и дырявые валенки, а с увлечением слушали чарующий голос юноши. Все советовали ему ехать в Москву учиться. Средств на это, однако, не было. Лемешев возвратился домой. Прошло несколько месяцев, и юноша решил поступить в Тверскую кавалерийскую школу. Она оказалась для него почти что отчим домом: и педагоги и курсанты горячо полюбили молодого певца, часами могли слушать его. Командование кавалерийской школы всячески поддерживало заветную мечту Лемешева учиться пению. И вот, по совету начальника школы, снабдившего его командировкой, юноша поехал осенью 1921 года в Москву, чтобы держать экзамен в консерваторию. Серьезной подготовки на протяжении немногих месяцев занятий с Е. Квашниной он приобрести, разумеется, не мог. Пел он по слуху, так как с чтением нот не освоился как следует. Но в консерваторию его все-таки приняли. Лемешев поступил в класс известного певца и педагога профессора Н. Райского.

Еще будучи на четвертом курсе консерватории, Сергей Яковлевич начал работу в оперной студии К. С. Станиславского. То был знаменательный этап в его жизни. Молодой коллектив под руководством Константина Сергеевича готовил «Евгения Онегина». Лемешеву была поручена роль Ленского. Указания великого мастера, его принципы сценического воплощения образа запали в душу молодого артиста. Они заставили его много и вдумчиво работать. «Всю пушкинскую характеристику Ленского, как, впрочем, и весь роман, я знал наизусть, — вспоминает Лемешев, — и, мысленно твердя его, непрестанно вызывал в своем представлении, в своих чувствах ощущение образа юного поэта». Поработав в оперной студии, Сергей Яковлевич принял предложение Свердловского театра, на сцене которого он пел лишь год, исполнив партии Ленского, Владимира Игоревича, Берендея, Индийского гостя, Юродивого, Альмавивы, Альфреда и Фауста. Два следующих сезона артист пел в Харбине — в оперном театре Китайско-Восточной железной дороги, а в 1929 году поехал оттуда в Тбилиси. Здесь уже в полной мере развернулось его блестящее дарование и, кстати сказать, проявились и незаурядные лингвистические способности — не раз приходилось ему петь не только на русском, но и на грузинском, армянском и итальянском языках, В Тбилиси Лемешев впервые включил в свой репертуар партии Герцога («Риголетто»), Джеральда («Лакме») и Рудольфа («Богема»).

Продолжение...

Сергей Лемешев Сергей Лемешев Сергей Лемешев Сергей Лемешев Сергей Лемешев