Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Биография Сергея Яковлевича, часть 2.

ЛемешевРанее: 1.

Прекрасный лирический образ создал Лемешев в опере Гуно «Ромео и Джульетта» в партии Ромео, одной из самых сложных в теноровом оперном репертуаре. Легко и свободно преодолевая вокальные трудности, певец правдиво и тонко передает развитие чувства юноши к своей избраннице —Джульетте. Любовь Ромео велика и чиста, но она РОЗНИКЛЭ в том мире, где господствует феодальный закон вражды и кровной мести. Поэтому возможность счастья кажется юноше несбыточным сном, и Лемешев окрашивает партию Ромео легкими, едва уловимыми интонациями грусти. Перед слушателями предстает чистый, цельный, необычайно поэтичный, покоряющий своим молодым обаянием облик Ромео. Исполняя партию Альфреда в опере Верди «Травиата», Лемешев дает интересное, оригинальное толкование этого характера. Он рисует Альфреда пылким, непосредственным, но слабовольным юношей. В порыве искренней страсти Альфред увлекается до самозабвения, в гневе не знает границ. Этим объясняется незаслуженное оскорбление, нанесенное им Виолетте, этим оправдывается его позднее раскаяние. Избалованный жизнью, не умеющий владеть собой, Альфред поневоле становится игрушкой чужой воли. В опере Верди «Риголетто» Лемешев поет партию герцога Мантуанского.

Этот персонаж не должен вызвать симпатии в зрительном зале, и певец тонко разоблачает своего героя, ие прибегая, однако, для этого к каким-то особенным, не свойственным ему краскам. Лемешев использует здесь присущие ему артистические данные, но придает им предельно «облегченный» характер. В той грации, с которой он исполняет знаменитые песенки, слышится самодовольство, в живой смене настроений угадываются легкомыслие и бездумность, сквозь великолепие внешнего блеска проглядывает эгоистическая самовлюбленность. Так легкими, едва заметными штрихами артист постепенно показывает во весь рост пустую, бездушную и жестокую натуру блестящего герцога. В обширном репертуаре Лемешева еще немало партий, в которых он проявил большое мастерство и художественный вкус, лучшие из них: Фауст в опере Гуно, Альмавива в «Севильском цирюльнике» Россини, Индийский гость в «Садко» Римского-Корсакова и др. Творческая деятельность Лемешева не ограничивается оперной сценой. Артист пробовал свои силы и в искусстве кино. Он с успехом исполнил роль Пети Говоркова — сперва шофера, затем начинающего певца — в фильме «Музыкальная история». Интересна и своеобразна деятельность Лемешева на концертной эстраде.

Певцу принадлежит заслуга исполнения концертного цикла, включающего почти все романсы Чайковского. Цикл состоял из пяти концертов. Лемешев вновь вызвал к жизни многие незаслуженно забытые вокальные миниатюры Чайковского. Особенно удалась ему серия песен для детей, которые он впоследствии часто исполнял отдельно в концертах и по радио. С большим творческим подъемом, с глубоким пониманием и чувством поет Лемешев родные ему народные русские песни. Значительное место в его репертуаре занимает исполнение песен советских композиторов. Специально для Лемешева советским композитором Новиковым написана песня «Отъезд партизан». Заслуги С. Я. Лемешева в области искусства отмечены народом и правительством. В 1937 году Лемешев был награжден орденом «Знак почета» и удостоен звания заслуженного артиста республики. В 1941 году ему присуждена Сталинская премия второй степени за большие достижения в области театрально-вокального искусства и киноискусства. В 1950 году С. Я. Лемешев удостоен звания народного артиста Союза ССР. В 1951 году в связи со 175-летним юбилеем Большого театра С. Я. Лемешев был награжден орденом Ленина.