Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творчество Нины Покровской

Нина ПокровскаяВ нашей стране постоянно организуются местные и всесоюзные смотры музыкантов-исполнителей; в многочисленных театрах, ансамблях песни и пляски, в кружках самодеятельности проявляют свои дарования молодые певцы, танцоры, инструменталисты. В Большом театре также заботятся о том, чтобы наиболее одаренные представители молодого поколения получали возможность развивать свои таланты. Регулярно проводятся творческие смотры молодежи, в результате которых вводятся все новые и новые исполнители центральных партий в операх и балетах.

Очень характерен в этом отношении творческий путь дочери шуйской ткачихи заслуженной артистки РСФСР Нины Ивановны Покровской. Она родилась в 1919 году в г. Шуе Ивановской области и в детстве мечтала стать драматической актрисой. Благодаря большим музыкальным способностям девочка была принята в Ивановское музыкальное училище. До этого она училась в школе-десятилетке, участвовала там в работе хорового кружка и уделяла весь свой досуг музыке, которую страстно любила. Кроме школьного кружка, она пела в самодеятельном хоре Дворца труда. «Вдумчивые и чуткие педагоги музыкального училища Николай Иванович Смирнов и Марфа Андреевна Пророкова заложили прочную основу моего музыкального образования, — вспоминает Н. Покровская. — Они сделали из меня певицу, работая над воспитанием музыкального вкуса, воспитывая столь необходимое умение владеть голосом. Я до сих пор веду переписку с моими любимыми учителями».

Нина ПокровскаяОкончив училище, Покровская некоторое время училась в Московской государственной консерватории, а в 1940 году начала работать в ансамбле песни и пляски НКВД. В начале Великой Отечественной войны она вместе с ансамблем выехала на фронт. На Вяземском направлении ансамбль, не раз попадавший под обстрел, давал концерты на открытых площадках близ передовых позиций. «Мы испытывали большое удовлетворение, — отмечает артистка, — чувствуя, что наши песни подымают дух защитников Родины». Затем ансамбль песни и пляски НКВД приехал в осажденный Ленинград. «Там, — вспоминает певица, — с огромным подъемом проходили концерты в Выборгском Доме культуры и в Нарвском Доме промкооперации, неподалеку от которого находились фашисты. Переживавшие все ужасы блокады, ленинградцы со слезами радости на глазах встречали представителей родного советского искусства. Несмотря на варварские бомбежки, концерты устраивались каждый день, а темными ночами, иногда под обстрелом, мы пробирались в Кронштадт и выступали на кораблях Краснознаменного Балтийского Флота...».

Годы войны на всю жизнь запомнились Покровской, которая своими глазами видела подвиги советских патриотов, мужественно сражавшихся с врагом и самоотверженно трудившихся в тылу. Но вот война кончилась, и весь народ вернулся к мирному созидательному труду. В 1947 году Покровская, обладавшая прекрасным и к тому времени вполне развившимся голосом, была принята в труппу Большого театра, где ее сразу же окружили заботой и вниманием. С ней много занимался дирижер В. Небольсин. Ценные советы давала ей выдающаяся певица Е. Катульская.

Молодую артистку с детства увлекало творчество великих русских композиторов. «Русская классическая онера неповторимо своеобразна, — говорит артистка. — Ее музыкальные образы отличаются необычайной глубиной и выразительностью. Когда разучиваешь эти партии, испытываешь такое чувство, точно припадаешь к чудесному роднику поэзии и вдохновения». С большим увлечением работала молодая певица над порученными ей партиями боярыни Веры Шелоги, Гориславы в «Руслане и Людмиле», Ярославны в «Князе Игоре». Постепенно исчезала скованность движений, накапливался сценический опыт, развивалось вокальное мастерство артистки. Она поет партию Наташи в «Русалке» Даргомыжского, прекрасно справляется с ролью Марии в «Мазепе». В этой роли развернулось драматическое дарование Покровской, которое помогло ей создать и патетически-выразительный образ Аиды.

Нина ПокровскаяНе менее значительным успехом Покровской было исполнение роли Елены в опере Шапорина «Декабристы». Артистка воплотила глубоко поэтичный вокально-сценический образ подруги декабриста Щепина-Ростовского, перекликающийся с образами героинь «Русских женщин» Некрасова. На протяжении последних лет артистка получила заслуженное признание как талантливая солистка Большого театра. Недавно она была награждена орденом «Знак Почета». Выступала Покровская и за рубежом, в частности в Чехословакии, где она побывала с группой советских артистов.

«По дороге в Прагу, — рассказывает певица, — на станции Кошице поезд окружила огромная толпа. Каждый считал своим долгом лично поговорить с советскими артистами. Несмотря на то, что поезд задержался на семь часов, мы так и не успели ответить на все вопросы собравшихся. Та же картина повторялась и в других городах. Где бы мы ни выступали, с кем бы ни говорили, всюду были слышны слова любви к нашей стране, к советскому народу. Самый популярный значок в Чехословакии — значок Союза чехословацко-советской дружбы. Особенно запомнился нам концерт, который мы давали на открытом воздухе для строителей одной из новых плотин, сооружение которой осуществлялось силами студентов — участников добровольных молодежных бригад. Кроме строителей, на концерт собралось множество жителей окрестных городов и деревень. Принимали советских артистов необыкновенно тепло и сердечно. В Чехословакии знают и любят советскую музыку, литературу. Нас провожали пением советских песен, которые там очень популярны.

И, глядя на жизнь этого замечательного трудолюбивого народа, уверенно идущего по социалистическому пути, я с новой силой ощутила чувство гордости за мою Родину, ставшую маяком для всего прогрессивного человечества, чувство безмерной признательности родному народу, открывшему широчайший путь творчества перед дочерью простой шуйской ткачихи, которая в старое время не только не смела мечтать о высоком театральном поприще, но не имела даже возможности посетить спектакль столичного оперного театра».

 

Нина Покровская