Наталья Петровна Соколова создала запоминающиеся, по-настоящему одухотворенные образы Даши («Вражья сила» Серова), Лизы («Пиковая дама» Чайковского), Гальки («Галька» Монюшко), Аиды («Аида» Верди), Керубино («Свадьба Фигаро» Моцарта). Эта талантливая певица с большим, светлым голосом (лирико-драматическое сопрано) и выдающимся артистическим дарованием — воспитанница детского дома. После окончания школы-семилетки Аля Никишина работала на трикотажной фабрике и жила в общежитии. В феврале 1936 года она была принята в Центральный Дом художественной самодеятельности. В лице своего педагога К. Кандауровой она нашла не только учительницу, сумевшую раскрыть и заставить звучать богатейший голос будущей артистки, но и настоящую руководительницу и близкого друга.
Принципиальная, строгая воспитательница и вместе с тем человек большой души, К. Кандаурова руководила начинающей певицей на протяжении многих лет, оказав благотворное влияние на ее общий культурный рост, на формирование ее характера, склонностей и артистического дарования. В 1939 году молодая певица вышла замуж за рабочего-слесаря М. Соколова и с тех пор носит фамилию мужа. В том же году, все еще продолжая заниматься у К. Кандауровой, она поступила в Ансамбль ВЦСПС, сначала в качестве хористки, потом солистки. Во время войны, находясь в Москве, Н. Соколова работала в Гастрольбюро, принимая участие в различных концертах в Московской области.
21 мая 1944 года молодая певица, тщательно подготовив со своим педагогом серьезную программу, — главным образом из оперных отрывков, — пришла на вступительный конкурс в Большой театр и поразила прочувствованным исполнением таких исключительно сложных произведений, как ария Лизы из оперы «Пиковая дама» Чайковского, ария Аиды из третьего действия оперы Верди «Аида» и романс Сантуццы из оперы Масканьи «Сельская честь». Н. Соколова стала солисткой Большого театра. Она дебютировала на сцене в конце 1944 года в небольшой жанровой роли Ольги в опере Даргомыжского «Русалка», с которой певица легко справилась, показав не только свой великолепный, ясный голос, но и умение свободно, естественно держаться на сцене.
Не менее успешным оказалось выступление Соколовой и в роли пажа Стефано в опере Гуно «Ромео и Джульетта». Огромный диапазон голоса позволил ей без всякого труда исполнить эту партию, рассчитанную на меццо-сопрано, но в то же время отличающуюся значительными виртуозными трудностями, особенно в песенке «Птичку берегите». Удался ей и внешний образ пажа Стефано — ловкого, веселого и задорного юноши. Н. Соколова исполнила также партию Фраскиты в опере «Кармен» Визе и подготовила Веру Щелогу в одноименной онере Римского-Корсакова. Но выступить в этой последней роли ей не пришлось. Соколова была целиком поглощена новой работой, на этот раз — одной из центральных в опере: ей поручили партию Даши во «Вражьей силе» Серова (постановка 1947 года).
Даша — настоящий лирический образ искренне преданной женщины, самоотверженно любящей своего непостоянного, увлекающегося мужа Петра. С исключительной мягкостью и теплотой исполняла Соколова эту партию. Непосредственная, глубоко чувствующая музыкальный образ, она покоряет содержательностью своего творчества, способностью быть на сцене живым человеком. Особенно захватывало ее исполнение в последнем действии оперы «Вражья сила», когда Даша соглашается умереть, чтобы развязать руки Петру, полюбившему Грушо. С какой подкупающей искренностью обращалась она к Петру, как нежно и трогательно звучал ее свежий, ясный голос! Слушатель невольно понимал, что Петр не мог не раскаяться, что он неизбежно должен был новыми глазами взглянуть на свою Дашу, понять и оценить всю красоту ее души...
Даша была первой значительной художественной победой Н. Соколовой, первым созданным ею прекрасным и цельным образом русской женщины. Следующей крупной работой, которую получила Н. Соколова в театре, была партия Лизы в «Пиковой даме» Чайковского. И здесь Соколова сумела глубоко вжиться в образ героини, горячо любящей и трогательной в своих незаслуженных страданиях. С огромным увлечением, с истинным проникновением в образ Лизы Соколова передает и моменты страстного подъема (монолог «О, слушай, ночь!» во второй картине), и сдержанное страдание героини (ария из шестой картины «Ах, истомилась, устала я»). Лиза у Соколовой — настоящая русская девушка с правдивым и чистым сердцем, не способная перенести гибель своих надежд.
Яркой творческой удачей Н. Соколовой оказалась партия Гальки в одноименной опере Монюшко (1949). Артистка настолько сжилась со своей Галькой и так тепло, просто и задушевно передает ее драму, что захватывает слушателей с первого же своего выхода до последней фразы... В ней нет ни тени сентиментальности, надрыва или нарочитого сгущения красок в трагических сценах. В моментах лирических и драматически напряженных она одинаково естественна и трогательна, и тем сильнее впечатляет образ несчастной Гальки, тем более глубокое возмущение вызывает жестокость пана Януша.
Сильный, драматически насыщенный образ Аиды создает артистка в одноименной опере Верди (постановка 1951 года). Очень выразительно звучит ее гибкий, богатый психологическими нюансами голос — и в сольных ариях и особенно в больших диалогических сценах с Амнерис и с Радамесом. Страстная, порывистая, глубоко любящая и страдающая Аида — большое художественное достижение талантливой артистки. Удается Соколовой и партия Елены в «Декабристах» Шапорина (постановка 1952 года). Артистка подкупает здесь естественностью и теплотой, позволяющими ей создать правдивый образ этой скромной и верной русской героини.
Среди последних работ артистки отметим Купаву в «Снегурочке», Марию в «Мазепе» и, в особенности, Керубино в «Свадьбе Фигаро» Моцарта (постановка 1956 года). Соколова с увлечением и живостью играет юного влюбленного пажа, голос ее звучит красиво, хотя и не всегда достигая моцартовского пленительного изящества. Но в целом эта роль обогащает галерею образов, созданных артисткой. В дни юбилея Большого театра Н. Соколова была награждена орденом «Знак Почета», а в 1955 году ей присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.