Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

В новых балетах. Часть 10.

Ранее: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Царевич поднимает высоко в руках яйцо со смертью Кащея, бросает его на землю, и рассыпается все Кащеево царство; оживают окаменелые царевичи, встречаются со своими невестами, а Иван-царевич объявляет царевну Ненаглядную Красу своей женой и царицей освобожденного царства. Центральный образ балета, конечно, Жар-птица. Создатель трагического образа Умирающего лебедя, Фокин на этот раз не собирался наделять птицу какими бы то ни было человеческими чертами. Жар-птица его балета — дикое и в то же время таинственное, фантастическое существо. Такой и показала ее нам Плисецкая. Это птица вольная и дикая. Когда она попадает в руки Иван-царевича, кажется, видишь действительно птицу — настолько точно передает Плисецкая птичьи повадки, быстрые повороты головы Жар-птицы. Лицо ее выражает испуг, смятение — впервые Жар-птица потеряла свою свободу. В дуэтном танце с Царевичем Плисецкая показывает страстное стремление Жар-птицы освободиться, вырваться на волю. Но когда Царевич отпускал ее, в образе Плисецкой появлялись новые оттенки. Для нее было неожиданно проявление такого великодушия. И Плисецкая — Жар-птица с царственной щедростью дарила Царевичу волшебное перо, горящее алым пламенем.

В следующий раз, явившись по мановению волшебного пера, Жар-птица Плисецкой предстает подлинной волшебницей, не только потому, что так ей полагалось по сюжету. В ней была какая-то неотразимая сила, и все на сцене, казалось, было послушно ее воле. По ее знаку Кащеево царство пускалось в «поганый пляс», Жар-птица всех ослепила, закружила, бросила в круговорот. В этом эпизоде изумительно единство композитора и балетмейстера: Жар-птица как бы дает музыкальную тему каждой группе Кащеевых чудищ и заставляет их танцевать, развивая эту тему. И так происходит с каждой следующей группой билибошек, кикимор, янычар и пленниц. Зарычало и взвизгнуло все Кащеево царство. Пляшут уроды, не могут удержаться, пляшет и сам Кащей. А когда, изнемогая, весь «поганый пляс» валится на землю — меняется музыкальная тема, и Жар-птица, плавно покачиваясь, словно напевая колыбельную, усыпляет «поганых» вместе с их царем. Этот танец-колыбельная исполняется Плисецкой на мелких па-де-бурре с легкой характерностью русского народного танца — так, как и задумал его Фокин. Важно еще отметить, что Жар-птица — единственный персонаж балета, танцующий на пуантах. Фокин намеренно сочинил партию Жар-птицы в этом ключе, оттеняя ее фантастический характер, и так же намеренно заставил царевен танцевать босиком, подчеркивая их земной характер.

Вот что пишет об этом сам Фокин: «Царевны танцевали с босыми ногами. Это естественные, грациозные мягкие движения с некоторым оттенком русской народной пляски. Танец самой Жар-птицы построил я на пальцах и прыжках, более — на прыжках. Танцы виртуозные, но без entrechats, battements, ronds de jambe, конечно, без выворотности и без всяких preparations. Руки то раскидывались, как крылья, то охватывали корпус и голову наперекор всем балетным позициям. . .». Заметьте: Фокин пишет, что танцы Жар-птицы он сочинил даже без выворотности. Балетмейстер хотел передать естественность повадки, найти образную природу этого существа. Требования Фокина-балетмейстера, намного опередившего в своей балетной эстетике технические возможности балерин того времени, до конца может выполнить, пожалуй, только современная балерина со сверхвиртуозной техникой, для которой академическая школа классического танца не становится каноном, а дает неисчерпаемые сценические возможности.

Естественно, что исполнение Жар-птицы различными балеринами, начиная с Карсавиной и кончая Марго Фонтейн и Надей Нериной, постепенно совершенствовалось и усложнялось в виртуозной части партии. Но, кажется, полностью воплотить мечту выдающегося балетмейстера смогла только Плисецкая. Ее Жар-птица прыгает, летает, взметает в воздух. С усложнением хореографической техники изменялся и облик Жар-птицы. Костюм ее (как и царевны Ненаглядной Красы) был сделан по эскизам Бакста. Восточные шаровары, многочисленные перья, длинные золотые косы и нитки жемчуга утяжеляли его, стесняли свободу движения. Балерины стали танцевать Жар-птицу в обычной пачке. Для данного возобновления был найден другой, еще более свободный костюм. Плисецкая танцевала в красноватом трико, на котором вышиты орнаменты в восточном стиле. Костюм украшен перьями, напоминающими пышный хвост Жар-птицы. На голове у балерины — усыпанная блестками шапочка (блестки переходят и на лицо, придавая ему фантастический облик), а к шапочке пришиты три загнутых пера. Балерина применила здесь ярко-зеленый грим у глаз, подчеркивая сказочность, необычность своей птицы.

Рождение нового «Конька-Горбунка» на сцене Большого театра было вызвано самой жизнью. Старый «Конек-Горбунок» при всем своем хореографическом разнообразии и заманчивом богатстве партий в музыкальном отношении представлял собой образец такого наивного анахронизма, что сохранение его в репертуаре было уже невозможно. Собственно, эта постановка естественным образом кончила свое существование, так как балет Пуни уже добрых десять лет не шел на сцене Большого театра.

Продолжение...