В замечательной партитуре Прокофьева музыкальная характеристика Хозяйки Медной горы особенно красочна и позволяет балерине воплотить в танце сложный характер сказочного образа. Много испытаний пришлось вынести уральскому резчику Даниле, перед тем, как Хозяйка показала ему необыкновенный цветок. Только убедившись в неподкупности Данилы, она менялась, становилась мягкой и благожелательной. Все танцы Хозяйки Медной горы исполнялись Плисецкой со свойственным ей блеском. Подлинной чаровницей была Хозяйка Медной горы, когда ее танцевала Плисецкая. Балерина обогащала, оживляла танцевальный текст партии, интересной музыкально, но поставленной без большой изобретательности, средствами классического танца. И все же партия Хозяйки в целом удалась балетмейстеру, и если бы остальные элементы спектакля были ей равны, «Сказ о каменном цветке», по всей вероятности, остался бы в репертуаре. Но иллюстративность большинства эпизодов, чисто пантомимное решение такого важного персонажа, как Северьян, определили короткую жизнь данного варианта балета. В постановке 1954 года не нашла танцевального воплощения основная идея сказа Бажова, выраженная в музыке Прокофьева темой каменного цветка. Эта идея — одухотворенность народного труда, постоянное стремление к красоте и совершенству. К сожалению, сцены труда, народные танцы были показаны в балете чисто иллюстративно.
«Сказ о каменном цветке» не удержался в репертуаре Большого театра. Зато в другой редакции балета Прокофьева, поставленной в 1957 году на сцене театра имени Кирова и перенесенной в 1959 году в Большой театр, молодой балетмейстер Юрий Григорович показал много нового и интересного для советской хореографии, а Майя Плисецкая получила совершенно новую роль Хозяйки Медной горы. В постановке Григоровича восстановлена вся партитура Прокофьева в подлинной авторской инструментовке, и это вернуло музыке драматизм и остроту звучания. Григорович значительно углубил логику действия не только в драматургии либретто. Он сталкивал характеры героев в действенной хореографической драматургии, и Хозяйка Медной горы оказывалась вовлеченной в основной конфликт балета. Катерина — Данила — Хозяйка — это сложная тема балета Григоровича, раскрывающая характеры каждого из трех персонажей.
Тема Хозяйки имеет существенное значение в музыкальной драматургии произведения, и поэтому не удивительно, что в хореографии Григоровича ей, пожалуй, уделено больше всего внимания. В музыке Прокофьева — в теме Хозяйки, в ее интонационной характеристике — соседствуют и контрастируют две темы. Первая характеризует Хозяйку — властительницу недр, защитницу народа, карающую зло. Этот образ Хозяйки — таинственный и сказочный. А вторая ее тема — более человечная, мягкая, вкрадчивая, глубокая. В постановке Лавровского на долю этой темы приходились в основном пантомимные моменты — Хозяйка покровительствовала любви Катерины и Данилы, ободряла Данилу в его творческом подвиге. А для Григоровича эта музыка обнаруживает совершенно новые черты характера Хозяйки. Она становится человечной, способной на любовь, как и всякая женщина, страдающей и ревнующей. Такое обогащение образа значительно расширило роль Хозяйки, сделало ее еще более интересной для Плисецкой, а интерес к новой роли для нее всегда залог будущего успеха.
Близким, созвучным дарованию Плисецкой оказался танцевальный язык партии Хозяйки. Каждому персонажу Григорович дал свою, одному ему присущую хореографическую характеристику. Контрастность музыкальной темы Хозяйки требовала таких же контрастных красок в хореографии. Рисунок роли, созданный Григоровичем, отражает внутренние противоречия и резкие повороты характера Хозяйки Медной горы. Этот образ ассоциируется у него с образом ящерки. Поэтому партия Хозяйки поставлена Григоровичем на основе необычайно своеобразных пластических движений, характеризующих гибкую, скользящую, юркую ящерицу. Избранные балетмейстером средства не противоречили музыкальному образу и органически вплетались в хореографию всего балета. Ставились танцы Хозяйки для первой исполнительницы партии в Ленинграде Аллы Осипенко. Работая с Плисецкой и как бы ставя балет вновь, Григорович встретил в балерине исключительно отзывчивого художника, способного передать все нюансы сочиненной им танцевальной характеристики. Используя природный прыжок и пластическую выразительность Плисецкой, Григорович внес в партию новые фрагменты, значительно углубившие ее содержание и танцевальность.