Сквозная линия действия не прерывается ни на одну минуту с момента появления Заремы, когда она одним легким прыжком перелетает через лежащую у порога рабыню, до финала, когда Гирей, склонившись с кинжалом в руках над Заремой, готовой принять даже смерть из его рук, решает предать ее еще более ужасной казни... Вступление танцевального монолога Заремы идет в сопровождении соло виолончели и построено на интонациях ее музыкальной характеристики. Нарастает исступление теряющей самообладание Заремы. Сильные, могучие прыжки Заремы были выражением ее сильной воли. Образ подсказывал новый характер исполнения движений. Есть в классическом танце движение «сиссон». Само слово это означает по-французски — «ножницы». Исполняя сиссон, танцовщица делает движение ног, напоминающее раскрытые ножницы, и потом быстро смыкает их (или переходит из этого движения к следующему). Сиссонов существует несколько разновидностей, но того, что делает Плисецкая, — в учебниках нет.
Моля Марию отдать ей Гирея, Плисецкая в стремительном темпе делала сиссон, настолько сильно прогибая корпус, что после взлета отброшенная в прыжке нога почти касалась затылка запрокинутой головы, а заломленные в пароксизме горя руки завершали это движение. Сиссон, таким образом, преображался в совершенно новую позу, рисовавшуюся, как кольцо в воздухе. Экспрессия этой позы и передавала взрыв исступленного отчаяния Заремы. Она не умоляла Марию:«... сжалься надо мной, не отвергай моих молений», — нет, она, скорее, требовала, настаивала, быть может, в приступе отчаяния, быть может, зная, что любви Гирея ей все равно не вернуть. Главное в трактовке Плисецкой — не ревность, а сила всепоглощающей любви. Именно поэтому Зарема становилась героиней, когда, упав на колени, ждала смерти от рук любимого. И умереть ей было трудно только потому, что Гирей, посылая ее на казнь даже не взглянул на нее. Зарема, конечно, роль не героического плана. Но работа над этим образом, поиски и воплощение страстного, вольнолюбивого характера — все это в какой-то степени послужило в дальнейшем материалом, стало как бы набросками к решению первого героического образа в творчестве Плисецкой — заглавной роли в балете А. Крейна «Лауренсия».
Четыре века живет драма Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник» Но едва ли есть другая сцена, кроме русской, где героические мотивы народно-революционной борьбы были бы выявлены в пьесе с такой силой. Когда «Овечий источник» шел впервые в русском театре, в семидесятых годах прошлого век; с Ермоловой в роли Лауренсии, образ, созданный ею, стал знаменем прогрессивного московского студенчества. То, что сюжет «Овечьего источника» стал основой балетного спектакля, — не удивительно. Он буквально ждал хореографического воплощения, и такие попытки делались не раз. Но удача была достигнута только однажды.
В 1939 году в театре имени С. М. Кирова в Ленинграде Вахтанг Чабукшини поставил «Лауренсию» А. Крейна, воплотившую на балетной сцене образы «Овечьего источника». Это было время поисков героической темы в советском балете. Несомненно, в этом спектакле слышны были отзвуки героической борьбы республиканской Испании. Балет готовился в атмосфере необычайного подъема, владевшего всем коллективом театра. «Лауренсия» стала этапной постановкой в истории советского балета. Это произошло прежде всего потому, что в спектакле был воплощен героический женский характер, и народ был показан не как условная сценическая масса, а как живое действующее лицо, непосредственно связанное с раскрытием характера героини.
Вскоре после премьеры «Лауренсии» на сцене театра имени С. М. Кирова Д. Б. Кабалевский писал: «Замечательной особенностью балета «Лауренсия» является то, что в нем на одинаковой высоте и сторона драматически-выразительна, и танцевально-виртуозная, причем обе они существуют не порознь, а в тесно органическом слиянии... ». Когда Большой театр принял решение поставить «Лауренсию» на своей сцене было ясно, что героиню искать не придется. Роль Лауренсии, казалось, была создана для Плисецкой. Все в этой партии соответствовало ее дарованию: обилие игровых моментов — комедийных, лирических и драматических, — широкие танцы, построенные на больших прыжках и красивых, скульптурных позах.