Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Оперная классика. Часть 4.

ПлисецкаяРанее: 1, 2, 3.

В другом прыжке первого акта, в вариации Китри, мы с трудом узнаем знакомое движение «сиссонн», настолько оно видоизменилось. Балерина, сделав прыжок с двух ног и прогнув корпус, успевает задержать позу в воздухе. На последний музыкальный акцент руки с кастаньетами выбрасываются в характерном испанском жесте. Нога откидывается назад, почти касаясь головы. И балерина знает, достигла ли она высшей точки полета, если, находясь в воздухе, видит над головой свою занесенную далеко назад ногу. При разборе каждой новой классической партии Плисецкой можно заметить, как она преобразовывает па классического танца. Особенно много нового она внесла в элевационные темпы, и это наиболее ярко проявилось как раз в «Дон-Кихоте».

Изменение формы движений происходило в процессе работы над образом. Это ни в какой степени не было стремлением обновить технику классического танца саму по себе, продемонстрировать виртуозные трюки. Просто при той трактовке образа Китри, какую Плисецкая ему давала, балерине было бы тесно в рамках обычного «школьного» прыжка. В ее прыжках и удаль, и горделивость, и широта, и жизнеутверждение — все, чем наделила она свою Китри. Или вот, кажется, все то же академическое жете, но оно настолько больше, шире, настолько сильнее исполняется, что сам характер его становится иным. Дело не только в том, что движение внешне изменилось и требует даже другого названия. Став иным, изменяв свою форму, движение приобрело индивидуальный характер и дало балерине возможность глубже раскрыть драматургическую основу образа.

Прыжки Плисецкой в «Дон-Кихоте» и некоторые другие особенности ее образной пластики стали входить в арсенал выразительных средств нашего балета. До Плисецкой в женском танце не было таких больших прыжков с прогибом корпуса в воздухе и длительной задержкой позы в полете. После ее «Дон-Кихота» им стали подражать, и теперь они уже довольно широко распространены. Так же стали подражать и волнообразным движениям рук Плисецкой в партии Одетты. Конечно, в точности эти индивидуальные, характерные движения балерины повторить невозможно. Но то, что она обогатила лексику советского балета, несомненно.

Свою партию в «Дон-Кихоте» Плисецкая совершенствует постоянно, оттачивая легкость и непринужденность исполнения самых трудных вариаций. В 1953 году ей довелось танцевать «Дон-Кихота» с В. М. Чабукиани — в его редакции. Большой мастер, всегда живущий в стихии танца, Чабукиани многое переделал в мизансценах и в самих танцах. Для Плисецкой он оказался интереснейшим партнером. Это «кавалер-танцовщик», как назвала его балерина. Он танцевал, поддерживая ее в адажио, которое благодаря этому превращалось в настоящий танцевальный дуэт. Балерине, не отделявшей танцевальную часть партии от игровой, было легко играть с Чабукиани — он реагировал на все «реплики».

И все же требовательная к себе артистка долго не была удовлетворена своей работой и лишь в 1956 году после очередного выступления в «Дон-Кихоте» она писала: «Был какой-то подъем и свобода». Вскоре после этого выступления балерина серьезно повредила ногу, и ей не долго пришлось отказаться от выступлений в «Дон-Кихоте». Потом работа над новыми партиями, над текущим репертуаром, подготовка к поездкам не давала ей возможности вернуться к любимому «Дон-Кихоту». Прошло почти семь лет и 26 мая 1963 года Плисецкая вновь выступила в роли Китри. Спектакль в тот вечер обрел значение премьеры. Вновь старый наивный балет дышал молодостью и преобразился до неузнаваемости. На сцене Большого театра царила стихия танца. После этого спектакля Плисецкая получила много писем от зрителей. Вот одно из них: «Вы доказали, что «Дон-Кихот» в постановке Горского с его фейерверком танцев, с его невероятной насыщенностью разнообразным танцевальным материалом в чисто хореографическом отношении представляет огромный интерес до современного зрителя и достоин сохранения в репертуаре прославленного Большого театра».

Танец Плисецкой отличался новыми оттенками экспрессии и свойственного балерине красотой и безупречностью линий, четкостью и скульптурностью и тонкой музыкальностью. Об этом выступлении балерины хорошо рассказала Н. Чернова, рецензент газеты «Советская культура»: «Плисецкая показала полную меру своих возможностей. Она появилась в глубине сцены, встала в позу, победную, законченную уже ошеломляющую, пронеслась в головокружительной вариации. Казалось, что большего напора зрительный зал уже не выдержит, его просто не может быть. А оркестр все ускорял темп, и Китри пролетала по сцене, исполняя вариацию кастаньетами, где уже было невозможно уследить за ее движениями... ».

«Торжество танца» — так была названа эта статья. И примечательно, что роль Плисецкой с годами приобретает все больше и больше нюансов и красок. На одном из спектаклей «Дон-Кихота» кто-то хорошо сказал: «Удивительная балерина, — чем старше, тем интереснее». Действительно это так.