Ранее: 1.
Чтобы исполнить это ассамбле академически точно, нужно, взметнув ноги в сторону, сомкнуть их в нижней части ступней, еще находясь в воздухе. Недаром это движение называется «ассамбле», то есть «собранное», — действительно, ноги «собираются» вместе, и одна стопа прикрывает другую. Фотограф сумел запечатлеть этот момент прыжка потому, что редчайший баллон Плисецкой позволяет ей задерживать позу в воздухе дольше обычного. Вспорхнув и отлетев в сторону в большом ассамбле, Плисецкая создавала зримый образ воздушной порхающей виллисы. Неуемная жажда возмездия выражалась у Мирты Плисецкой в возрастающей интенсивности движения. За ее внешней холодностью чувствовалась огромная внутренняя сила. Она была беспощадно мстительна в сцене с лесничим. Виллисы неумолимо бросали лесничего из стороны в сторону, передавая его от шеренги к шеренге. Несчастный в изнеможении падал у ног повелительницы виллис, но она властным жестом приказывала поднять его и вновь кружить до тех пор, пока его не сбрасывали в озеро.
Но высшим, кульминационным моментом роли была сцена Мирты и Жизели при появлении Альберта. Плисецкая великолепно передавала эту холодную беспощадность, этот страшный голос возмездия. Здесь конфликт между Миртой и Жизелью достигал апогея. Презрев закон подчинения своей повелительницы Жизель пытается защитить Альберта. Спасая его от виллис, она подводит любимого к кресту. Неумолимая Мирта поднимает магическую ветвь. Лицо ее бесстрастно неподвижно. В этом ночном царстве все повинуется ей, и никто не может нарушить законов этого мира. Она всемогуща и сильна. Даже когда поднятая на Жизелью и Альбертом ветка-скипетр ломалась в ее руках, она, не дрогнув, отбрасывала ее и спокойно, холодно, но властно брала за руку Жизель, вела за собой и тем же спокойным, холодным, величественным и властным жестом приказывала ей танцевать, чтобы увлечь Альберта от креста. И Альберт сам покидал свое убежище, устремляясь к Жизели. А Мирта все заставляла его танцевать и танцевать, пока он, обессиленный, не падал у ее ног. Здесь не только лицо, но и все тело Плисецкой выражали торжество мстительницы. Но чуть брезжил рассвет, в музыке слышались звуки колоколов, и виллисы кончали свое ночное существование, растаивая вместе с появлением дневного света. С ним растворялась в предрассветном тумане и Мирта.
Балет приобретал большой драматический накал, когда Мирту танцевала Майя Плисецкая. Явственнее становился конфликт, поэтому основная идея балета - утверждение через образ Жизели силы человеческого духа — звучала с наибольшей художественной правдой и торжеством. Плисецкая очень любила танцевать этот балет с Улановой — ее непревзойденный, глубокий образ Жизели внутренне давал балерине очень много для раскрытия психологически сложной роли Мирты. Когда зритель видел, как легко и красиво танцевала Плисецкая — Мирта несясь в буйном ритме вальса виллис, он не подозревал, какого это стоило труда и вообще, какого колоссального напряжения — физического и духовного — требует партия Мирты. 28 сентября 1955 года, через одиннадцать лет после первого выступления в этой партии, Плисецкая записывает в своем дневнике; «Мирта «Жизели». Все говорят, что это лучшее и красивейшее из всего, что я делаю. Мне это стоит здоровья больше, чем любой балет целиком. Чтобы казалось легко и красиво, нужно очень много усилия и собранности».
В то время Плисецкая уже редко появлялась в партии Мирты, обычно лишь на спектаклях, отмечавших какую-либо дату. Сейчас она эту партию больше не танцует, так как загружена ведущими ролями во многих балетах. И только те, кому посчастливилось видеть Плисецкую—Мирту, вспоминают высокое наслаждение, какое она доставляла красотой классического танца и обликом, стилизованным под гравюры романтического балета...