Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

В классике: Жизель. Часть 1.

Плисецкая«Жизель» Адана — один из любимых балетов Плисецкой. Она встретилась с ним впервые давно — еще в сезоне 1944/45 года. Сначала она исполняла партию одной из двух виллис. Эти партии обязательно исполняются солистками и требуют превосходной школы и безупречных линий. Это — как бы «адъютанты» повелительницы виллис Мирты. Такие же холодные и бесплотные, они вторят ей в танце или следуют непосредственно за ней в гран-па виллис, или возглавляют выстроившуюся по диагонали шеренгу неумолимых мстительниц. Плисецкая после первого же выступления в роли виллисы доказала, что ее мастерство уже созрело для партии Мирты, которую балерина и получила в тот же сезон. 28 декабря 1944 года зрители Большого театра увидели ее в роли повелительницы виллис.

По общему убеждению, Плисецкая была идеальной исполнительницей роли Мирты. Действительно, она казалась созданной для этого образа — гордая осанка, большой шаг, прыжок, протяженные линии и совершенная техника. Но все это ничего не значило бы само по себе, если б артистка не проникла в самое существо образа. В драматургии балета Мирта — антитеза Жизели. Мстительница, не знающая ни пощады, ни сожаления. Мирта — это символ возмездия. Ей непонятна сила любви Жизели, пробивающаяся, несмотря на страшный запрет. Мирта — оскорбленная некогда женщина. Но Мирта еще и царица виллис. В ней особая холодная властность, гордая уверенность и неумолимая сила. Внешне строгая, с опущенными округлыми плечами, как бы сошедшая с гравюр девятнадцатого века, времен Марии Тальони, она излучала огромную внутреннюю силу, властность и какой-то жуткий холод, который не мог исходить от живого существа.

Мирта—Плисецкая властно царила над всеми. Ее первый танец, наполненный широкими, величественными движениями, носил характер зловещего заклинания. И заросший уголок леса, в котором находилась одинокая могила Жизели, как бы погружался в атмосферу предстоящей церемонии — принятия виллисами Жизели в свою среду. Потом Мирта, словно скипетр, поднимала ветку розмарина и созывала виллис. В ее танцах, танцах постепенно оживающей тени, передавалось нарастание силы — от первого протяжного девлопе до бурного вихревого вращения. Для исполнения танцев Мирты нужно обладать большой силой и одновременно мягкостью и эластичностью мышц, так как хореография второго акта «Жизели» вся построена на очень медленных и поэтому особо трудных для ног тягучих полуприседаниях (деми-плие) с таким же медленным последующим подъемом. Такой прием не случаен — он создает впечатление неслышной, мягкой и медлительной поступи виллис и особенно ярко оттеняет последующее изменение темпа, когда виллисы стремительно мчатся в своем мстительном хороводе.

Бег Плисецкой — Мирты по сцене был подобен полету. Он получился у балерины как-то сразу. Тонко чувствуя музыкальную и хореографическую природу роли, она, как всегда, точно ощутила ее образный стиль: виллисы не бегут — они летят. На очень быстрых ногах, с неподвижным корпусом и плавно летящими руками она пробегала, пролетала по сцене. Все танцы Мирты исполнялись на очень высоком прыжке с длительной задержкой в воздухе, и можно представить, какими данными надо было обладать молодой балерине, чтобы воплотить этот сложный образ и чтобы любое движение казалось непринужденным и легким.

Центральная вариация Мирты, написанная в темпе аллегро, насыщена прыжками и заносками. Трудно передать редкую красоту исполнения балериной этой вариации. Но А. А. Царману удалось в уникальном по красоте снимке запечатлеть прыжок Плисецкой в роли Мирты. Эта фотография могла бы служить пособием для учебника классического танца. Часто даже очень хорошие танцовщицы смазывают в танце академическую точность па и бывают «разоблачены» моментальным снимком. Танец Плисецкой можно заснять в любой момент, он всегда даст скульптурно четкую позу. На снимке Цармана изображена кульминация большого ассамбле. Оно не случайно появилось в танцевальной характеристике Мирты. Ассамбле — прыжок по горизонтали, прыжок, создающий впечатление полета или, точнее, парения в воздухе. Виллиса как бы переносится с одной точки на другую — вспомним, что в первоначальной редакции «Жизели» Мирта переносилась с цветка на цветок.

Продолжение...