Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Балерина. Часть 2.

Ранее: 1.

Этот балет Глазунова возобновился в Большом театре в сезон 1945/46 года. Наряду с балетами Чайковского «Раймонда» — одно из немногих произведений Глазунова, написанных для хореографического воплощения, — является высшим Достижением русской симфонической балетной музыки. Большая художественная ценность балета заключается и в хореографии Мариуса Петипа. Восстанавливавший балет Л. М. Лавровский бережно сохранил все лучшие танцы, поставленные Петипа. Но преодолеть несовершенства драматургии либретто ему не удалось. Балет так и остался недейственным, а изменения в либретто неизбежно входили в противоречие с драматургией музыкальной.

Несмотря на такие недостатки, «Раймонда» имела значительный успех, объяснявшийся тем, что достоинств все-таки было больше. Возобновление «Раймонды» явилось замечательным показом мастерства московского балета. Премьеру танцевала Марина Семенова. В третьем составе выступила девятнадцатилетняя Майя Плисецкая. Она показала себя танцовщицей семеновского облика, — такой же статной, горделивой, царственной. Ее исключительные природные данные как нельзя лучше подходили для партии Раймонды. Но одного внешнего соответствия было бы мало. Развитие образа обязывало балерину создать на основе его танец внутренне наполненный, одухотворенный, перевести музыкальные характеристики в пластическое выражение чувств.

Плисецкая долго работала над образом Раймонды, обратив внимание и на танцевальную и на актерскую сторону роли. Танцевальную часть она проходила под руководством репетировавшей с ней весь балет Е. П. Гердт. В работе над драматической отделкой роли помог ей народный артист СССР Р. Н. Симонов. Рубен Николаевич Симонов любит балетное искусство и часто с ним практически соприкасался как режиссер, поставивший несколько спектаклей в Большом театре, и как преподаватель актерского мастерства в выпускном классе хореографического училища Большого театра в 1944—1945 годах. Плисецкая привлекла его внимание еще на школьном спектакле в гран-па из «Пахиты». Незадолго до того как Плисецкая обратилась к нему за творческой помощью, Симонов видел ее на вечере молодых дарований в Доме актера и нашел, что в ее исполнении было много свежего, оригинального. Поэтому он охотно откликнулся на просьбу молодой артистки. Симонов — актер и режиссер вахтанговской школы. Вахтанговцы в лучших своих работах всегда искали и умели находить выразительную пластическую форму роли — достаточно вспомнить «Принцессу Турандот». И сам Симонов — мастер острой и яркой театральной формы, точно выражающей его замысел.

С увлечением Плисецкая познавала секреты именно пластического, «бессловесного», но красноречивого, выразительного сценического языка. Углубленная работа дала свои плоды. Если в «Щелкунчике» Плисецкая была пусть юной и очень обаятельной, но совсем еще незрелой танцовщицей, то в «Раймонде» она показала себя уже сильной, первоклассной балериной. Танец ее звучал теперь по-новому. Техническое совершенство стало необходимо Плисецкой не само по себе, а для того, чтобы раскрыть музыкальное содержание партии, раскрыть образ в танце. Великолепная, отличающаяся совершенным симфоническим развитием, богатством красок, разнообразием чувств партитура Глазунова давала ей эту возможность. Более того, музыкальная драматургия помогла чутко слушавшей музыку артистке преодолевать скудость действия.

Плисецкая искала вдохновения в тех наиболее искренних и трепетных настроениях, которые рождала музыка Глазунова. Ей ближе всего была Раймонда первого акта. Она появлялась в бурном, радостном танце, вызывавшем ощущение юности, свежести, беззаботности. Ей нравилась просветленная музыка певучего скрипичного адажио первого акта в картине сна Раймонды, грезящей о своем женихе, рыцаре-крестоносце Жане де Бриене. С необычайным изяществом танцевала она в этой картине. Все оттенки разнообразных чувств, которыми так богата музыка Глазунова, Плисецкая с большой экспрессией и подлинной душевностью воплощала в своих танцах. В то же время можно было поверить, что ее Раймонда — знатная владелица замка, что в ее жилах течет кровь многих поколений суровых воинов-рыцарей средних веков. Она могла быть гордой и надменной, она напоминала знатных дам с гравюр Альтдорфера или миниатюр Фуке.

Продолжение...