Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Начало. Часть 3.

Майя ПлисецкаяРанее: 1, 2.

Педагоги училища воспитывали в Плисецкой артистку. Ее окружал дружный коллектив. И если бы не эта здоровая, доброжелательная и творческая атмосфера, в которой росла Майя Плисецкая, судьба ее могла сложиться иначе. Большое горе постигло ее семью. В 1937 году, когда девочке было всего одиннадцать лет, она потеряла отца и оказалась надолго разлученной с матерью. Длительное время Майя Плисецкая жила у Суламифи Михайловны Мессерер, принимавшей живое участие в судьбе ребенка и в его творческом развитии. Артистические способности будущей балерины проявились рано. Вот что пишет народная артистка РСФСР С. Н. Головкина: «Я вспоминаю, что признаки незаурядного дарования Плисецкой были ясно различимы еще в школьные годы: на занятиях в классе, в ученических концертах, сквозь несовершенную порой форму танца девочки сильным и ярким светом светил талант. Здесь с самозабвенным упорством постигала Майя прекрасную и трудную науку танца... ».

Как известно, обучение в хореографическом училище сочетается со сценической практикой в Большом театре. С первых шагов у детей развивают чувство ансамбля, они получают сценический опыт, воспитываются на произведениях классического репертуара. Одиннадцати лет Плисецкая танцевала с кавалером адажио феи Крошки (Хлебной крошки) в балете «Спящая красавица», возобновленном А. М. Мессерером. Ученице третьего класса Плисецкой удалось передать тонкие музыкальные оттенки в танце феи Крошки. Маленькое скерцо, написанное Чайковским для этой партии, согласно балетмейстерскому сценарию Петипа, в котором о характере танца сказано только: «крошки, которые падают», — исполнено игривости и шаловливости подростка. Танец соответствовал возрасту маленькой исполнительницы. А отнеслась она к этой партии в большом классическом балете как настоящий артист, и это принесло ей успех и радость.

Через год она исполнила ответственную роль Кошечки в балете «Аистенок» Д. Клебанова, поставленном А. Радунским, Н. Попко и Л. Поспехиным для хореографического училища. Балет этот впоследствии вошел в репертуар Большого театра и до сих пор показывается на сцене. И хотя в сюжете «Аистенка» было много сказочного, Это был современный балет об интернациональной дружбе и солидарности детей всего мира — черных и белых. Майя Плисецкая вполне справилась с поставленной перед ней актерской задачей — она показала грациозную, игривую, но немного коварную кошечку. Все образы животных в балете «Аистенок», по существу, представляли собой разные человеческие характеры, танцы и сцены поставлены были интересно, увлекательно, и дети с удовольствием участвовали в этом, «своем», спектакле.

Хотя Плисецкая и любила в те годы роли живые, даже задорные, веселые, к концу пребывания в училище ее считали чисто лирической танцовщицей. «Лирическое дарование», — писал о ней тогда критик В. Голубов (Потапов) в рецензии на школьный концерт. Последние два года обучения определили её казалось, окончательно как одаренную танцовщицу исключительно лирического плана. В школьном концерте шестых и седьмых классов, показанном в январе 1941 года, Плисецкая привлекла всеобщее внимание, выступив в ведущей партии в гран-па (большом классическом танце) из балета «Пахита».

Шедевр Мариуса Петипа представляет собой отличный пробный камень для будущих балерин и не случайно часто включается в программу школьных концертов. Училище поступало правильно, воспитывая академическую манеру, включая и артистичность учениц на таких перлах русской балетной классики. Но и классические образцы не являются мертвыми музейными экспонатами. И в старую «Пахиту» новое поколение советских артистов балета вносило свою, современную им интерпретацию. В хореографии Петипа при всем мастерстве композиции встречались движения и ритмы модного в конце прошлого века канкана. А советские балерины вносили в старые вариации «Пахиты» новое начало. Если бы Петипа увидел вариацию из своего гран-па в исполнении юной Плисецкой, он не узнал бы своего творения. С такой силой, с такой экспрессией исполняла она огромный, высокий, ранее не бытовавший в этом балете прыжок. Об этом хорошо сказала в своей статье о творчестве балерины В. Гаевский: «Пахита» — хореографический отклик великого балетмейстера на новые моды и новые веяния, — на Оффенбаха; влияние Оффенбаха широко распространилось в те годы в Европе. И вот здесь, в каскадном, галопирующем дивертисменте — это прыжок, эта диссонирующая трагическая нота, как будто пришедшая не из мира Оффенбаха, а из мира Прокофьева и Шостаковича».

Продолжение...