Ранее: 1.
Легким изменением рисунка движений, скульптурной позой она лепит разные, непохожие друг на друга образы. Способность Плисецкой к перевоплощению поистине удивительна. Проникая в самую сущность образа, она передает и его национальный характер — в «Хованщине» ей веришь, что она действительно персиянка, в «Бахчисарайском фонтане» — гордая грузинка, в «Коньке-Горбунке» — павой плывущая, величавая русская красавица, в «Спартаке» — гречанка античных барельефов. В ее сценических созданиях особая правда: это правда образа, рожденного в танце, со свойственной ему одному мелодичностью певучих движений, переливающихся одно в другое и как будто никогда не останавливающихся.
Танец — ее стихия, и в этой стихии для Плисецкой заключен огромный мир: своим искусством она способна поведать об очень многом. Сама лирика ее — не безразлично элегическая, а затаившая в себе большой накал воли. В ее репертуаре — партии, насыщенные энергичными, высокими прыжками, быстрыми и стремительными вращениями, такие, как Китри в «Дон-Кихоте», Лауренсия, Хозяйка Медной горы, — в них танец ее носит особенно жизнеутверждающий, волевой характер. Дело, конечно, не в виртуозной технике Плисецкой, не в силе ее прыжков. Все это осталось бы в области внешней выразительности, если бы артистке было нечего сказать, если б в ее искусстве не сквозило свое, глубоко прочувствованное понимание образа. Если бы исполнение ее не было столь темпераментным и горячим. Может быть, именно в этом и заключен секрет необычайно эмоционального воздействия балерины на зрителей.
В советском балете идет сейчас напряженная борьба за утверждение нового. Эту задачу не осуществить без поисков таких форм выражения современной темы на балетной сцене, которые были бы адекватны новому содержанию. Такие поиски очень близки Плисецкой. Она чутко улавливает новое в жизни и в искусстве — в музыке, живописи, на сцене. Ей свойственно ощущение жизни в большом масштабе. Она ищет свои, особые, одной ей присущие средства выразительности, но ее искусство несет в себе стиль, характер, идеологию советского балета, его главную, героическую тему. Каждое время рождает своих художников — так и наше время, пятидесятые и шестидесятые годы, утвердило искусство этой яркой артистической личности.
В творчестве Плисецкой очень убедительно выражена основная тенденция советского балета на его современном этапе: передача в танцевальных образах глубокого содержания. Ей близки те произведения, создатели которых стремились к раскрытию большой темы, к воплощению характеров. Невозможно определить, где кончается Плисецкая-танцовщица и где начинается Плисецкая-актриса. Ее актерская одаренность несомненна и велика. В сочетании с музыкальностью артистки эта драматическая выразительность приобретает совершенно особый характер.
Жаль, что пока еще ни один хореограф не использовал по-настоящему эти особенности дарования Плисецкой. Обидно мало создано партий, рассчитанных именно на ее редкий талант. Стремясь расширить сферу своей танцевальной выразительности, Плисецкая охотно соглашается исполнять Фригию в «Спартаке» Хачатуряна—Якобсона, как бы ни был беден этот балет танцем и действием, но своей инициативе готовит партию Джульетты в балете Прокофьева—Лавровского «Ромео и Джульетта», и обе эти роли насыщает свойственным ей ощущением героического. Страстное, глубоко взволнованное отношение к искусству, органическая потребность движения вперед, стремление к совершенствованию — вот что отличает Плисецкую. Живой пульс современности бьется в танцах балерины, хотя они и выражены в классических формах, выработанных многовековой историей развития того искусства, которому она служит. Ей хочется отразить в будущих ролях стремительные и бурные темпы двадцатого века и через эмоциональный мир своих героев раскрыть типические черты современности.