Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творческий путь Майи Плесецкой (Часть 3)

Майя ПлисецкаяРанее: 1, 2.

В снятом позднее фильме образ предстает уже значительно обогащенным, насыщенным новыми красками. Но и это не удовлетворило танцовщицу. Она продолжала неустанно работать над ролью, и результаты ее исканий не замедлили сказаться. Теперь Плисецкая пленяет не только красотой своих прыжков-полетов, гибкостью и плавностью движений, но и глубиной трактовки образа. Плисецкая насытила образ драматизмом, сняла все черты внешней экзотики и ходульности, сумела раскрыть характер этой сильной и страстной женщины. Зарема — не одна из многочисленных узниц гарема, пленившая Гирея и тем самым занявшая более высокое по сравнению с другими положение. Это яркая индивидуальность. Лишь в силу обстоятельств, принудивших ее с детства вести подневольное существование в гареме, стала она рабыней. Но и здесь она рабыня лишь до определенного предела: она принимает унизительные законы гарема — затворничество, безделье, слежку евнухов-соглядатаев, — но она не допустит, чтобы кто-то отнял у нее любовь. Восставая против того, чтобы другая заменила ее подле Гирея, она тем самым восстает и против гарема. Плисецкая, сумев в своей новой трактовке образа Заремы показать ее любовь к Гирею, тем самым оправдывает поведение Заремы. Все, что совершает Зарема, она совершает с полным сознанием своей правоты. И убив Марию потому, что, как ей кажется, другого выхода у нее нет, она также без страха смотрит в глаза смерти, сознавая, что любви Гирея ей не вернуть и что в жизни для нее ничего не остается.

Творческий путь балерины — путь упорного каждодневного труда. Устойчивость, легкость, красота движений не приходят сами собой, каково бы ни было дарование. Это результат многих часов занятий. Танцовщица неутомимо тренируется, чтобы довести свою технику до совершенства. Естественно ее желание познакомить зрителя со своими достижениями. Поэтому Плисецкая любит партии, изобилующие техническими трудностями, насыщенные стремительными вращениями, прыжками, требующие большой выносливости, умения управлять своим дыханием. К ним относится в первую очередь партия Китри в балете «Дон-Кихот», в которой Плисецкая выступает с 1950 года.

Майя ПлисецкаяПлисецкая чувствует себя легко и свободно в этой партии, исполняя самые трудные вариации без тени напряжения, с увлечением отдаваясь чувству беззаботного веселья, царящего в этом жизнерадостном спектакле. Актрисе, раскрывшейся по преимуществу в сфере драматических или отвлеченно классических ролей, превосходно удалось справиться с новой и интересной для нее задачей, создать образ задорной, лукавой и насквозь земной испанской девушки. Оценивая достижения молодой балерины в этой роли, Галина Уланова писала: «Здесь по-настоящему проявляются ее сценический темперамент, отличная техника, порыв, сверкающий красками молодости, всепобеждающий оптимизм».

Наряду с такими партиями классического репертуара, как Китри в «Дон-Кихоте», Царь-девица в «Коньке-Горбунке» (1949) и Аврора в «Спящей красавице» (1952), Плисецкая выступила и в двух новых балетах, поставленных за последние годы в Большом театре. В балете Прокофьева «Сказ о каменном цветке» на сюжет народной уральской легенды она сыграла Хозяйку Медной горы, фантастическую женщину, появляющуюся то в человеческом образе, то в виде ящерицы и хранящую от злых людей богатства, таящиеся в недрах Уральских гор, открывающую доступ к ним лишь тому, кто мужествен и верен в любви. В другой сказке, на этот раз на музыку татарского композитора Яруллина «Шурале» (1955), она создала образ девушки-птицы, которая, полюбив благородного юношу, спасшего ее от чудовища, бросает свои крылья в огонь и остается на земле с любимым.

Обогащается и концертный репертуар актрисы. В 1953 году Плисецкая с большим успехом гастролировала в Индии и познакомилась там с индийской танцовщицей Тарой Чоудри, обучившей ее индийским танцам. Индийские танцы представляют большую трудность для европейцев, но Плисецкой, обладающей на редкость выразительными руками, удается передать их своеобразную красоту. Один из этих танцев — «Аларипу» («Поклонение божеству») она исполняет теперь на концертах.

Майя ПлисецкаяПоследняя роль Майи Плисецкой — Лауренсия в одноименном балете А. Крейна, поставленном в Большом театре в 1956 году. Основой для балета послужила драма великого испанского драматурга Лопе де Вега — «Овечий источник». Высокое совершенство танца помогло Плисецкой найти выразительные средства для показа своей героини в самых различных ситуациях и душевных состояниях. В танце, то насмешливом, то манящем, предстает перед нами своенравная и капризная красавица Лауренсия в первом акте балета. Ликующий танец рисует нам ее страстно влюбленной и счастливой в сцене свадьбы. А когда затем, в Изорванном платье, с распущенными волосами, она выбегает из замка обидчика Командора навстречу народу и в гневном танце обращается к крестьянам, движения Плисецкой исполнены героического пафоса. Она и требует, и зовет, и укоряет их, растерянных и нерешительных, за бездействие. А затем смело устремляется вперед, увлекая за собой всколыхнувшуюся, разбуженную ею страстным зовом толпу, мстить за себя, мстить за оскорбленных подруг, мстить за всех исстрадавшихся людей. Так в «Лауренсии» перед нами раскрылась новая интересная грань дарования Плисецкой, проявившей себя в этом спектакле танцовщицей ярко выраженного героического плана.

Народная артистка РСФС Майя Плисецкая находится сейчас в расцвете своих творческих сил. Ее танец красив по форме и отличается большим своеобразием. Плисецкую всегда узнаешь по ее арабеску с сильно выгнутым корпусом и гордо вскинутой головой. Узнаешь танцовщицу и по ее узорчатым прыжкам, когда нога взлетает сзади так высоко, что, кажется, вот-вот коснется головы, и эта упругость, это ощущение стремительного порыва рождает образ туго натянутого лука, с тетивы которого готова сорваться звенящая стрела. Узнаешь Плисецкую и по удивительно гибким рукам. Но важно не только то, что танец Плисецкой красив, — свойственная ей выразительность линий тела помогает создавать такие различные образы, как надменная манящая Одиллия, страстная Зарема, мятежная Лауренсия. И, как бы ее героини ни были несхожи между собой, их роднит ряд неизменно свойственных всем образам Плисецкой черт: властность, сознание своей силы и обаяния, способность действовать смело и без колебаний, энергия и постоянная устремленность вперед.