Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творческий путь Майи Плесецкой (Часть 1)

Майя ПлисецкаяОднако, если дарование Плисецкой было очевидным, то характер этого дарования определился не сразу. В школе долгое время казалось, что из нее получится танцовщица сугубо лирического плана. Природное изящество Плисецкой и превосходные внешние данные (большой шаг, чрезвычайно выразительные руки, красивая, строгая линия шеи и плеч) способствовали тому, что она проявила себя в первую очередь в медленных, мечтательных адажио. Ей была присуща редкая даже у взрослых балерин плавность танца, движения у нее следовали одно за другим без резких толчков и рывков, сливаясь в непрерывный пластический узор.

Скоро выяснилось, что талант Плисецкой значительно богаче красками, чем представлялось с первого взгляда. Наступил момент, когда многое, что пленяло зрителя в самом начале ее творческого пути, несколько отступило на второй план. Казалось, изменился даже внешний вид танцовщицы. Она точно окрепла. Появилась скульптурность позы, широкие движения, весь стиль исполнения стал более динамичным. У танцовщицы точно распрямились плечи и выше поднялась голова. В это время Плисецкая, как бы изменяя старым привязанностям, стала проявлять несколько неожиданное для многих тяготение к быстрым темпам. Техника молодой балерины с каждым днем совершенствовалась, и, танцуя, она настойчиво добивалась безупречного узора прыжков, движений точных и законченных во всех деталях.

К моменту вступления Плисецкой в труппу театра в 1943 году ее стремление уйти от пассивной лирики к более действенным и монументальным ролям уже проявилось в полной мере. В прыжковой вариации последнего акта балета «Дон-Кихот» впервые стали очевидными новые качества исполнения балерины — бравурность и какой-то особый азарт, который движет танцовщицей и от нее невольно передается зрителям. Огромный зрительный зал Большого театра гремел аплодисментами и долго не мог успокоиться после ее выхода, краткого, но увлекающего стремительностью и красотой высоких прыжков. И вот в списке ролей Плисецкой появляются все новые и новые партии, неизменно требующие таких данных, как большой прыжок, импозантность осанки, волевая напористость.

Ей великолепно удалась роль Мирты из «Жизели», повелительницы виллис, девушек, встающих в полночь из могил и «затанцовывающих» до смерти всех встречающихся им на пути. В этой роли Плисецкая впервые выступила в 1944 году и с успехом продолжает исполнять ее и но сей день. Всевозможные виды прыжков, которыми изобилует эта партия, выполняются ею безукоризненно четко, энергично и легко. Мирта Плисецкой — вполне законченный характер. Это «повелительница» в полном смысле этого слова, суровая и властная. В ней ощущается большая скрытая сила. Мы верим, что одному мановению ее руки повинуются бесчисленные шеренги виллис. Неприступная и безжалостная, с холодным презрением отвергает она всякие попытки разжалобить ее.

Среди ранних ролей Плисецкой хочется отметить еще одну — роль феи Сирени в «Спящей красавице». Но и этот образ, являющий собой светлое начало в балете, трактуется Плисецкой прежде всего как образ всемогущей феи, не «доброй феи», а скорее «феи добра», то есть феи, которая не очень-то склонна расточать ласки, но зато всегда сумеет защитить правду и бесстрашно борется со злом. Фея Сирени Плисецкой — достойная противница Карабос, по праву побеждающая злобную старуху. С большим успехом исполнила Плисецкая роль еще одной феи, на этот раз в балете советского композитора — феи Осени в «Золушке» Прокофьева, поставленной в 1945 году. Вся партия сводится к одному эпизоду в первом акте (сцена встречи Золушки с феями четырех времен года) и к танцу, характеризующему фею Осени. Но Плисецкая сумела насытить драматизмом эту краткую танцевальную картинку, рисующую тревожное настроение той поры, когда пышное цветение ясного лета уже позади, и в тщетной борьбе с налетающими осенними ветрами никнут травы, вянут цветы, теряют свой зеленый убор деревья. В ее танце чувствовалось смятение, отчаяние, борьба до изнеможения.

Выступая в отдельных сольных партиях, Плисецкая с первого же года пребывания в театре стала получать и центральные роли в балетах. Первой была роль Маши в «Щелкунчике» Чайковского (1944), второй — партия Раймонды в одноименном балете Глазунова (1945). Здесь перед юной артисткой встала новая задача — раскрыть характер, изменяющийся и развивающийся на протяжении спектакля, выразить танцевальными средствами целую гамму человеческих переживаний. Плисецкая с честью выдержала это испытание, создав в «Раймонде» образ девушки, проникнутой чувством неподкупной любви, девушки гордой, решительной, смелой, не склоняющейся под ударами судьбы. Те черты, которые намечались ранее в сольных партиях и в отдельных вариациях, получают здесь дальнейшее развитие. Раймонда Плисецкой горда, решительна и несколько надменна. Смело и с достоинством встречает она преследующего ее Абдерахмана и в бурной сцене столкновения, разыгрывающейся между ней и арабом, не отступает перед ним. Особенно хорошо получились у молодой танцовщицы все вариации в быстрых темпах, исполненные энергично и красиво.

Продолжение...