Именно таково искусство музыкальной декламации М. П. Максаковой в роли Марины: психологическая обостренность каждой фразы, интонации, постоянная сменяемость самых различных душевных порывов, мастерская «игра» тембрами певучего слова, отточенность ритма — то энергичного, волевого, то капризно-грациозного. Потому-то и становится возможной та филигранная психологическая разработанность и многоликость художественного образа (без ложной боязни придать ему в нужный момент черты идеально прекрасного), который создан артисткой». Эта реалистическая многогранность, жизненная одухотворенность образа была свойственна в той или иной мере каждой роли Максаковой на оперной сцене. Мы помним ее волевую, гордую, эмоционально яркую Любашу в «Царской невесте», обаятельную в своем лиризме и лукавом задоре украинскую девушку Ганну в «Майской ночи», поэтическую Весну и мифического пастуха Леля из «Снегурочки», резвую, веселую Ольгу в «Евгении Онегине» и мечтательную Полину в «Пиковой даме», изящного Зибеля в «Фаусте», яркий, драматический образ цыганки Азучены в «Трубадуре» и элегический образ русской цыганки Стеши в «Декабристах» Шапорина. Максакова спела на сцене сорок оперных партий.
Не будем утверждать, что все роли равны по эстетической силе воздействия. Здесь всегда основное значение имеет идейно-художественная «вместимость» образа, а также его соответствие индивидуальности артистки. В заслугу Максаковой надо отнести строгую требовательность при отборе партий. Если певица не чувствует роль близкой своей творческой индивидуальности, не находит в своей палитре красок, необходимых для создания подлинно художественного, впечатляющего образа, она всегда имеет мужество отказаться от предлагаемой партии. Так, например, случилось с ролью Любови в «Мазепе» Чайковского (1928), драматизм которой был еще не совсем по силам молодой певице. Так не встретилась Максакова и с партией Любавы — жены Садко в опере Римского-Корсакова, несмотря на всю напевную красоту музыки. Эпический характер Любавы оказался чуждым певице, тяготевшей, как мы видим, к глубоко конфликтным, ярко драматическим образам. Но такие создания Максаковой, как Марфа и Марина Мнишек, Кармен и Амнерис, Ортруда и Любаша, вошли в золотой фонд советской оперной культуры, стали поистине классическими.
Сцена, конечно, позволила наиболее полно раскрыться выдающемуся дарованию Максаковой. Но ее творческий портрет был бы далеко незавершен, если не упомянуть о большой концертной деятельности певицы. По мере того, как зрел и развивался самобытный талант, углублялось понимание музыки, артистку все больше и больше привлекает концертная эстрада. Здесь она нашла новые возможности творчества, неиссякаемый репертуар и необычайно широкую слушательскую аудиторию. Камерный репертуар позволяет еще детальнее оценить творческий труд певицы, ее глубокий интеллект. Полноту Проникновения в музыкальный образ, тонкое искусство фразировки и вокальной декламации.
Одним из значительных событий концертной жизни Москвы было выступление Максаковой в 1941 году с вокальным циклом Шумана «Любовь и жизнь женщины». Весь чудесный лиризм шумановской музыки, ее драматургическая динамика были переданы певицей с глубокой поэтичностью и правдивостью эмоций. Большое место в концертном репертуаре Максаковой занимают романсы Чайковского. Такие его романсы, как «Песня цыганки» или «Ночи безумные» в интерпретации Максаковой приобретают большую силу драматической образности. С интересом относится певица к вокальному творчеству советских композиторов. Запомнился в интерпретации Максаковой цикл романсов А. Животова «Счастье». Выдающимся явлением было исполнение Максаковой в 1939 году партии Устиньи в талантливой оратории М. Коваля «Емельян Пугачев». Средствами чисто музыкальной выразительности певица сумела создать яркий, волевой образ уральской казачки — верной подруги вожака народных масс. В годы Великой Отечественной войны Мария Петровна расширяет свой репертуар русских народных песен, с большим успехом исполняя их в сопровождении Государственного русского народного оркестра им. Н. Осипова.
Предоставим слово такому арбитру в этой области, как С. Я. Лемешев: «Я вспоминаю М. П. Максакову, исполняющую русские народные песни: какая чистота и неизбывная щедрость русской души раскрывается в ее пении, какая целомудренность чувства и строгость манеры! В русских песнях много удалых припевов. Спеть их можно по-разному: и залихватски, и с вызовом, и с тем настроением, которое скрыто в словах: «Эх, пропади все пропадом!» А Максакова нашла свою интонацию, порой задорную, но всегда облагороженную женственной мягкостью. В быстрых, веселых песнях Максакова больше улыбается, чем смеется. Но если «на одном смехе» песню целиком не пропоешь, то улыбка — улыбка может озарить все исполнение».
В послевоенные годы Максакова совершает ряд длительных гастрольных поездок с оркестром по Советскому Союзу и странам народной демократии. Важной страницей в творческой биографии певицы является ее все расширяющееся общение с широкой массовой аудиторией. Она охотно посещает колхозы и новостройки, выступая с концертами в Домах культуры Урала, Сибири, Архангельской области, Подмосковья, Ленинграда и многих других центров сельского хозяйства и промышленности. В последние годы Мария Петровна отдает все свои силы педагогической и общественной деятельности, участвуя в жюри конкурсов и смотров молодых вокалистов, работая в Народной консерватории. Некоторые ее ученики получили уже довольно широкую известность. Среди них — Валентина Левко, популярная концертная певица и солистка Большого театра СССР. Свой прекрасный артистический юбилей Максакова встретила полная энергии и стремления быть полезной родному искусству. «Я глубоко ценю то внимание и заботу, которой окружает нас, работников искусств, партия и советское правительство,— говорит певица.— Хочется жить, чтобы работать во славу нашей любимой Родины».