Ранее: 1.
Своеобразием, художественной законченностью отличаются и другие персонажи русской оперной классики в исполнении Козловского. Глубокое постижение философской значительности и поэтичности русской сказки чувствуется в созданном им образе царя Берендея в «Снегурочке» Римского-Корсакова. Берендей Козловского — олицетворение душевной молодости, человечности. И голос его звучит радостно, светло, порой восторженно, особенно в арии «Полна, полна чудес могучая природа». Величавым спокойствием наделяет артист образ Баяна в опере Глинки «Руслан и Людмила», рисуя близкий к замыслу гениального композитора облик певца-патриота, повествующего «про славу русский земли». Вера в прекрасное будущее родной земли звенит в этой арии-балладе, чудесно исполняемой Козловским.
Удивительно поэтично поет Иван Семенович песню Индийского гостя в опере «Садко», богатством тембровых красок создавая чисто живописное ощущение «далекой Индии чудес». Замечательна при этом подлинно народная, былинно-сказочная трактовка образа. У Козловского он не только гость заморской Индии, а воплощение русского народно-сказочного представления о далекой стране чудес, о людях, эту страну населяющих. К числу наиболее совершенных сценических образов, любимых народом, принадлежит его Ленский. Эта партия продумана артистом до мельчайших деталей. В первой картине, в гостях у Лариных, юный поэт наивен, радостен. Его чувства к Ольге ничем не омрачены. Артист поет здесь легко и плавно, как бы импровизируя, и лишь некоторые интонации голоса передают волнение влюбленного поэта. Совсем иным предстает он в сцене бала. Это — начало трагедии... Во всей фигуре артиста чувствуется растущая тревога, в голосе появляются иные оттенки — беспокойство, растерянность. Без лишних жестов, почти шепотом, но с глухой яростью бросает он Онегину фразу: «Но вы... вы бесчестный соблазнитель...» Ариозо «В вашем доме», согретое необычайной, «собиновской» проникновенностью, постепенно насыщается драматизмом. И уже подлинным трагизмом веет от дуэта («Враги, давно ли друг от друга нас жажда крови отвела») и кульминационной арии Ленского — «Куда, куда вы удалились». Это — одна из вершин творчества талантливого певца.
Не только роли героев русских опер, но и персонажи западноевропейской оперной классики прекрасно удаются Козловскому. Вокально-сценический образ Лоэнгрина, созданный певцом в одноименной опере Вагнера, пленяет своим благородством и романтическим обаянием. В каждой роли Иван Семенович стремится найти те черты, которые приближают ее к жизненной правде. Его Альфред (в «Травиате» Верди) — искренне полюбивший юноша, мечтающий о счастье с Виолеттой и увлекающий ее этой страстной мечтой. Высоко должно быть оценено и исполнение артистом ролей Фауста, герцога Мантуанского («Риголетто»), графа Альмавивы («Севильский цирюльник»).
В роли доктора-чернокнижника он выдвигает на первый план не фантастику «дружбы с чертом», а глубоко человечное стремление к счастью, к наслаждению жизнью в цветущую пору юности, очарованием которой веет и от Альмавивы, завоевывающего свою Розину. К художественной правде и законченности стремится Иван Семенович и в своей режиссерской работе. В 1938 году но его инициативе был создан Государственный ансамбль оперы. Спектакли ансамбля ставились в концертном плане, в специальных условных декорациях с отдельными атрибутами сценического оформления, с участием большого симфонического оркестра и хора. Особое внимание обратил он на создание впечатляющих драматических образов, добиваясь, как режиссер, синтеза хорошо поющего и хорошо играющего актера. Козловский творчески руководил коллективом, по-новаторски разрешив стоявшую перед ним задачу. Ансамблем были осуществлены четыре постановки: «Вертер» Массне, «Орфей» Глюка, «Катерина» Аркаса и «Паяцы» Леонкавалло. Свой богатый опыт оперного актера и певца Козловский переносит и на концертную эстраду. Исполняя романсы и песни, Козловский привносит в камерный жанр обогащающие его элементы сценической выразительности. В репертуаре Козловского богато представлена русская классическая и советская романсовая лирика, а также творчество западноевропейских композиторов.
Присущий Козловскому артистический вкус сказывается и в исполнении им народных песен. Проникновенно и задушевно, широко поет он, например, русские песни «Липа вековая», «Степь да степь кругом», «Ой да ты, калинушка». Весело и задорно исполняет Козловский «Сусидку» и другие украинские песни. Поэтично звучат украинские мелодии из опер «Запорожец за Дунаем» и «Наталка Полтавка», польские народные песни «Висла», «Жаворонок», «Ландыш». Ярко проявляется тонкое мастерство певца в его выступлениях с камерными ансамблями — так, романс Чайковского «Средь шумного бала» он поет с квартетом им. Бетховена, Поэтично звучат у него старинные романсы под аккомпанемент гитары. Голос Козловского, его манеру петь сразу узнают по радио даже малоискушенные слушатели. Что бы он ни пел — арию из оперы, романс, народную песню, — исполнение его всегда сохраняет то своеобразие, которое обусловлено красотой тембра и мастерским владением голосом. Талант и труд одного из наиболее популярных оперных артистов нашей страны высоко оценены партией и правительством. В 1940 году И. С. Козловскому присвоено звание народного артиста Союза ССР. Он награжден орденами Ленина и «Знак Почета», а также медалями.
Читайте также - Творческий путь Ивана Семёновича Козловского.