Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творческий путь Ивана Семёновича Козловского, часть 9.

КозловскийРанее: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Концертный репертуар Козловского огромен. Не одна сотня романсов и песен спета им за двадцать с лишним лет концертной деятельности. И здесь пытливость, любознательность, жажда расширить традиционные рамки привычного тенорового репертуара привели к замечательным результатам. Романсы Бетховена, Масоне, Гуно, Шумана, Шуберта, Моцарта и Листа в большом количестве исполняются певцом, причем в репертуаре Козловского — целый шумановский «Ueclerabentb (шестнадцать песен Шумана «Любовь поэта», на тексты Гейне, исполнялись весной 1938 года в Малом зале Консерватории). И не только широко популярные «Я не сержусь» и «Во сне я горько плакал», но и остальные четырнадцать песен Шумана были переданы певцом с художественной простотой, артистической тонкостью. Декламационная выразительность обогатила поэтическую ткань мелодии: Козловский разнообразно и с полным проникновением в стиль песен поведал слушателям о радостях и скорби поэта.

Исключительно богат в репертуаре Козловского раздел русского романса. Здесь почти все романсы Глинки на тексты Пушкина, пески Даргомыжского, Бородина и Чайковского, произведения талантливых композиторов — современников Пушкина (выделим романс Яковлева «Буря мглою небо кроет»). «Для берегов отчизны дальний» Бородина, этот шедевр проникновенной лирики. Козловский поет подчеркнуто сдержанно. Эффект получается разительный. Поэтическая глубина романса раскрывается целомудренно и вдохновенно. Сокровенная тайна мысли становится понятной и близкой.

И философская тема в романсе Чайковского «На сон грядущий», и лирическая мягкость «Ни слова, о друг мой», и отголоски юности «Средь шумного бала», и очарование мелодии романса «Соловей» в трактовке Козловского приобретают особую привлекательность и значительность. Тем же эстетическим принципам подчинены русские и украинские народные песни, охотно включаемые артистом в свой концертный репертуар. Козловский не терпит искажении ни в тексте, ни в манере исполнения фольклорных сокровищ. Никаких произвольных фермато, замедлений—только своеобразная поэтизация этих песен допускается артистом. Он поет лирические украинские думы задушевно, сдоено радуясь богатству народной фантазии.

Портрет выдающегося советского оперного певца не будет полон, если мы не коснемся еще чрезвычайно важного участка его работы, где он выступает уже не только как певец, но и как организатор, режиссер, как пропагандист нового репертуара и новых форм вокального искусства. Речь идет о Государственном ансамбле оперы, созданном осенью 1938 года по инициативе И. С. Козловского и успешно работавшем вплоть до начала войны. Осуществленные ансамблем четыре постановки — «Вертср» Массне. «Орфей» Глюка, «Катерина» Аркаса и "Паяцы" Леонковалло — наглядно демонстрируют репертуарный размах коллектива. Государственный ансамбль оперы ставил те произведения, которые имеют право на общественное внимание, но почему-либо выпали из поля зрения театров.

Постановки осуществлялись в концертном плане, однако со многими атрибутами большого оперного спектакля. Непременные участники постановок — большой симфонический оркестр, хор. солисты, дающие рисунок роли не только вокальными, но и сценическими средствами. Представление идет в специальных, глубоко продуманных условных декорациях.

Режиссер и художественный руководитель спектаклей, Козловский на первый план выводит поющих актеров, не заслоняя их пышностью обстановки, роскошью нарядов. Исполнители — по преимуществу молодежь — под руководством КОЗЛОВСКОГО достигли немалых успехов. В даровании КОЗЛОВСКОГО счастливо и гармонично сочетаются знание актерской природы, пластических и вокальных возможностей артиста, дирижерские и режиссерские данные. Вот почему не «правдоподобен», а реалистически правдив и романтически одухотворен руководимый им спектакль «Бергер». Красивая музыка Массне далеко не исчерпывающе представляет философскую глубину произведения Гёте. Нужен был подлинно художественный такт, чтобы создать равновесие между только красивой музыкой и прекрасными образами поэта. Участники спектакля «Вертер» отлично справились с задачами, поставленными перед ними требовательным режиссером.

Наибольшей высоты достиг Козловский в образе Вертера. Лучшие стороны его романтического дарования получили здесь прекрасное поэтическое воплощение. Страдания молодого Вертера раскрыты глубоко и проникновенно, без Тени сентиментальности. Артист придает образу даже налет какой-то строгости, целеустремленной суровости, смягчающейся лишь в минуты общения с любимой. Лаконичное «декоративное оформление» подчинено общей идее спектакля. Оно состоит из нескольких переносных деревянных ширм, условно изображающих то крыльцо дома Шарлотты, то городскую площадь, то комнаты героев. Воображению зрителей предоставлена полная свобода. И удивительное дело: опера, ее идейное содержание только выиграли от подобной сценической условности. Оркестр с дирижером не маячат впереди действующих лиц (как это бывает в обыкновенном концертном воспроизведении опер), а скрыты от зрителей ширмами и помещены позади и сбоку актеров.


Продолжение...