Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творчество Евгении Смоленской

Евгения СмоленскаяВ первом же сезоне Смоленская дебютировала в знакомой ей партии Наташи в опере «Русалка». Трагический образ любящей девушки — дочери Мельника, жестоко обманутой легкомысленным Князем, вполне удался молодой певице. Ее Наташа—цельная, правдивая и сильная натура, слишком искренняя и прямая, чтобы мириться с открывшейся ей страшной истиной — изменой князя. С неподдельной искренностью передает Смоленская всю глубину страданий и отчаяния покинутой Наташи. Несмотря на то, что голос артистки по мягкости, округлости и красоте тембра приближается к лирическому сопрано, эпизоды сильные, драматические, требующие широкого, мощного звучания, она поет очень свободно и ярко. Вместе с тем, она легко и непринужденно исполняет и сложные вокальные фиоритуры, которыми изобилует партия Наташи. Властный и холодный образ Русалки в исполнении Смоленской также глубоко волнует, особенно благодаря мощному и величественному звучанию большой арии из пятой картины:

С тех пор, как бросилась я в воду
Отчаянной и презренной девчонкой
И в глубине Днепра-реки очнулась
Русалкою холодной и могучей,
Прошло двенадцать долгих лет...

В августе 1949 года Евгения Смоленская побывала на Международном фестивале демократической молодежи и студентов в Будапеште, где приняла участие в конкурсе вокалистов и получила первую премию. Следующей серьезной работой молодой певицы в Большом театре была партия Лизы в опере «Пиковая дама».
Внешние и вокальные данные Смоленской прекрасно подходят для роли Лизы. Она величественна и хороша собой, в ее манере держаться много достоинства и внутренней собранности.

Ее красивый, широкий голос великолепно звучит, тепло передавая все чувства, сомнения и страдания героини оперы. Много искреннего волнения вносит Смоленская в обе большие сольные сцены Лизы — страстное признание «О, слушай, ночь!» во второй картине и чудесную арию—исповедь ее измученной души:

Ах, истомилась я горем...

Сильно и убедительно проводит молодая артистка и последний дуэт с Германом (шестая картина), с его внезапным переходом от светлой радости к ужасу и отчаянию. Артистке следует, однако, поработать над сценическим воплощением образа Лизы. Известная холодность, вялость движений, особенно досадные во второй и четвертой картинах оперы, мешают создать захваченный драматический образ. В настоящее время артистка продолжает совершенствовать свое вокальное и сценическое исполнение партии Лизы и, безусловно, достигнет в этом значительных успехов.

В 1950 году Евгения Смоленская исполнила также роль Эммы в новой постановке оперы Мусоргского «Хованщина». Хотя Эмма и является в опере эпизодическим лицом, ее вокальная партия отличается большой сложностью из-за очень высокой тесситуры. Это вынуждало многих певиц непременно форсировать звук и надрываться. Смоленская свободно превозмогала эти своеобразные трудности партии. Ее Эмма, очень простодушная, искренняя и внешне обаятельная, неизменно располагает к себе слушателей.

Весной этого же года молодая певица побывала с комсомольской делегацией в Китайской Народной Республике, где с огромным, подлинно триумфальным успехом выступала перед разнообразными и многочисленными аудиториями освобожденного народа. Много истинной радости доставили Смоленской эти выступления. В юбилейном сезоне она исполнила партию Ярославны в опере «Князь Игорь», снова продемонстрировав свой значительный артистический рост. Без малейшего напряжения преодолевая исключительные по трудности сцены — прощание с Игорем, сцена с боярами, плач Ярославны, — певица с большой теплотой рисует привлекательный образ верной подруги князя. Ее Ярославна — не только преданная жена, но и сильная, волевая натура, помощница и советчица своего мужа, которой Игорь, уезжая, передал бразды правления княжеством. Поэтому так величественна и, вместе с тем, энергична Ярославна — Смоленская во второй картине оперы, в сценах объяснения с братом и встречи бояр.

В настоящее время Смоленская готовит несколько новых партий, требующих большого вокального и сценического мастерства. В особенности это относится к таким ответственным ролям, как Мария в опере «Мазепа» Чайковского, Аида в одноименной опере Верди и Елена в опере «Декабристы» Ю. Шапорина. Дочь трудового народа, скромная и серьезно относящаяся к своей деятельности, Е. Смоленская была избрана депутатом Московского городского совета депутатов трудящихся, а в мае 1951 года удостоена звания заслуженной артистки РСФСР.