Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творческий путь Евгении

Евгения СмоленскаяЕвгения Федоровна Смоленская родилась в семье кузнеца в маленьком поселке Стенки близ Горловки в Донбассе. Дома, как вспоминает артистка, часто пели чудесные украинские народные песни, которые и она заучивала наизусть. После окончания школы-семилетки Смоленская поступила в Енакиевский педагогический техникум и, окончив его, стала учительницей украинского языка и литературы. Два года она работала в школе. В это время голос ее развился, окреп. Она начала петь в самодеятельных кружках. После областной олимпиады в г. Сталино, где молоденькая учительница привлекла внимание своим голосом, она получила направление в Киевскую консерваторию. Занятия в консерватории, спектакли в Киевской опере, которые она часто посещала, концерты выдающихся артистов, гастролировавших в Киеве (Н. Шпиллер, А. Пирогова), — все это увлекало Смоленскую.

Но тут началась война; молодая певица на время оставила занятия, поступив на работу в штаб воинской части. Вскоре, однако, она была принята в шахтерский ансамбль песни и пляски, а после окончания войны — в Оперный театр г. Сталино, где пела в течение двух лет. В это время она продолжала занятия, совершенствуя свое вокальное мастерство у педагога местного музыкального училища Е. Панаевой, и одновременно готовила серьезные, ответственные партии, порученные ей в театре (Лиза в «Пиковой даме» Чайковского, Наташа в «Русалке» Даргомыжского, Маша в «Дубровском» Направника).

В 1947 году Смоленская приехала в Москву и поступила по конкурсу в Большой театр. В первом же сезоне она дебютировала в знакомой ей партии Наташи в опере «Русалка». Ее Наташа — цельная, правдивая и сильная натура, слишком чистая и прямая, чтобы мириться с открывшейся ей страшной истиной — изменой князя. Искренно передает Смоленская отчаяние покинутой Наташи. Несмотря на то, что голос артистки по тембру и диапазону приближается к лирическому сопрано, драматические эпизоды, требующие сильного звучания, она поет очень свободно. Вместе с тем она легко и непринужденно исполняет и сложные вокальные фиоритуры, которыми изобилует партия Наташи. Властный и холодный образ Русалки у Смоленской исполнен величия и внутренней силы. В августе 1949 года Евгения Смоленская побывала на II Всемирном фестивале молодежи и студентов в Будапеште, где приняла участие в конкурсе вокалистов и получила первую премию.

Евгения СмоленскаяОчередной работой певицы в Большом театре была партия Лизы в онере «Пиковая дама». Исполнение Смоленской не отличается порывистостью, импульсивностью, она значительно интереснее, ярче проводит партии эпические, чем драматически напряженные и действенные. Естественно поэтому, что впервые исполненная артисткой в 1951 году партия Ярославны (опера Бородина «Князь Игорь») удалась ей больше, чем роль Лизы. Певица с большой теплотой рисует привлекательный образ верной подруги князя. Ее Ярославна — не только преданная жена, но и сильная, волевая натура, помощница и советчица своего мужа, которой Игорь, уезжая, передал бразды правления княжеством. Поэтому так мужественна Ярославна — Смоленская во второй картине оперы, в сценах объяснения с братом и встречи бояр. Партию Аиды в одноименной опере Верди Смоленская исполняет очень сдержанно, подчеркивая чувство собственного достоинства, присущее дочери эфиопского царя. С трогательной нежностью поет она молитву Аиды и ее арию, в которой девушка вспоминает о далекой родине. Менее значительны в ее исполнении остро драматические сцены, раскрывающие горячую любовь Аиды к Радамесу.

Удалась артистке партия Елены в опере Шапорина «Декабристы». Внешне скромная и нежная, ее Елена выступает в последних сценах как натура сильная, целеустремленная — одна из некрасовских русских женщин, последовавших в Сибирь за мужьями-декабристами. Успешно выступает Смоленская и в небольших, но требующих артистического опыта ролях. С 1950 года она поет партию Эммы в опере Мусоргского «Хованщина». Хотя Эмма и является эпизодическим лицом, ее вокальная партия отличается большой сложностью из-за очень высокой тесситуры. Это вынуждало многих певиц непременно форсировать звук и надрываться. Смоленская свободно превозмогла эти трудности. Ее Эмма, очень простодушная, искренняя и внешне обаятельная, неизменно располагает к себе слушателей. В мае 1951 года Е. Ф. Смоленской присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.

Евгения Смоленская