Ранее: 1, 2.
Потом начался концерт. Народу собралось много, около тысячи человек. На эстраде стоял небольшой стол, на столе — бутылка боржоми. Маяковский вышел и сел на стул, перемахнув ногой через спинку. Публика сразу засмеялась. Потом он вынул из бокового кармана уже знакомый мне ...
Ранее: 1.
Пока мы разговаривали, Полонская поднялась и ушла на другой пляж. Остальная публика купалась, брызги сверкали на солнце, слышался хохот, визг. Маяковский стал непроницаемо мрачным. Неожиданно он спросил, где я живу. Я сказал, что мой дом виден с пляжа. Мы снимали у местных ...
Ранее: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Четырнадцатого ноября 1929 года в Бетховенском зале состоялось прослушивание и обсуждение «Стального скока». Как Мейерхольд и ожидал, поднялась буря! Прокофьева обвиняли в формализме, антимузыкальности, абсурдности, нелогичности и прочих ...
Ранее: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
Помню, мы с Мейерхольдом смотрели эту сцену из зала. Иногда я подсказывал, как Боголюбову надо выразительнее упасть. Всеволод Эмильевич, наблюдая мои репетиции с актерами ГосТИМа, часто говорил: «Хорошо, но движение можно усилить! » Однажды ...
Ранее: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
Мейерхольд требовал от актера решать образ пластически. И надо сказать, все актеры мейерхольдовского театра изумительно двигались по сцене, танцевали, если надо, прыгали, кувыркались, делали почти акробатические трюки. Физкультура, ритмика, акробатика, ...
Ранее: 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Краску разводили на воде, и потом она плохо смывалась. Тогда душевых в театре не существовало. После спектакля артисты обычно умывались в тазу. Для «Иосифа Прекрасного» под сценой срочно устроили два душевых отделения, женское и мужское. Мы все очень ...
Ранее: 1, 2, 3, 4, 5.
Голейзовский занимал танцовщиков, выученных на классической школе. Но не абсолютизировал классический канон. У него были и «пальцы», и классические позиции, и перекидные жете, но он придумывал много отличных от классики движений, построенных на ...
Ранее: 1, 2, 3, 4.
Голейзовский перенес их на главную сцену из Экспериментального театра. И сразу после премьеры разгорелся жаркий спор. Борис Асафьев усмотрел резкий диссонанс между музыкой Василенко к балету, сочинением «ни свежим, ни ярким, ни характерным», но имеющим ...
Ранее: 1, 2, 3.
На спектакле дирижер — единственный человек, который остается между тобой и темным провалом зала. И когда он чувствует твое состояние так, как будто танцует сам, ясновидящим взглядом и обнаженными нервами, наступает успех! Ведь высокая театральная культура и состоит в ...
Ранее: 1, 2.
Самое изумительное заключалось в том, что Горский и Аренде в творчестве были единомышленниками, соратниками, товарищами. Оба пришли в Большой театр в одном, 1900 году. И все свои постановки, составившие славу московского балета, Горский осуществил именно с Арендсом! И ушли ...
Ранее: 1
Задавая в классе свои адажио и вариации, Горский тем самым приучал нас правильно дышать. Учил умению распределять свои силы. Как педагог я поначалу подражал Горскому и копировал его класс, впрочем, экспериментируя и сам. Школа при Большом театре, Хореографический техникум имени А. ...
Ранее: 1, 2, 3.
Луначарский часто приходил в Большой театр и как зритель, и как нарком по просвещению — рассказать о текущих событиях и делах. Возвратившись откуда-нибудь из заграничной поездки, он обычно выступал со сцены театра или в Бетховенском зале, делился впечатлениями от встреч ...
Ранее: 1, 2.
В. И. Ленин «поставил вопрос на голосование, бросив предварительно, как бы мимоходом несколько слов: «Мне кажется, — сказал Ильич, сверкнув смеющимися глазами, — что Галкин имеет несколько наивное представление о роли и назначении театра». И ...
Ранее: 1.
Но никогда в жизни Елена Константиновна не опускалась до мести. Она была убеждена, что актеру вполне хватает творческих драм, чтобы отягощать его жизнь еще злыми, жестокими второстепенностями. Какие бы бури ни бушевали в ее кабинете, это не отражалось на положении актера в театре, ...
Ранее: 1, 2, 3, 4, 5.
В первом действии мать принца выходила на сцену и объявляла ему: «Ты уже вырос, тебе двадцать лет (она два раза поднимала руки с оттопыренными пальцами). Ты должен жениться! » (Показывала на палец, где носят обручальное кольцо. ) Но главные диалоги ...
Ранее: 1, 2, 3, 4.
Однажды мы захотели показать зрителям, как проходят в училище уроки танца. На сцену выходили ученики и под музыку повторяли то, что они обычно привыкли делать (классический экзерсис, уроки пластики, уроки характерного танца). Это был не спектакль, но почти копия ...
Ранее: 1, 2, 3.
Фраза будет звучать выразительно, наставлял нас своим «чудодейственным» голосом Сергей Михайлович, если произносить ее сначала на повышение, а потом на понижение. «Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь! — в этом месте его голос достигал пика, ...
Ранее: 1, 2.
Собственно, о том, чтобы воспитать «танцующего актера», всю жизнь мечтал и Горский. Два десятилетия возглавляя балетную труппу Большого театра, он пестовал новый тип танцовщика, который кроме профессиональной техники обладал бы музыкальностью и артистизмом — ...
Ранее: 1.
В это противоречивое и бурное время на разных этапах разные люди оказывали на меня свое воздействие. О Горском речь еще впереди. И рядом с ним, среди первых имен, я хочу назвать Шаляпина. Он стал для меня на всю жизнь учителем правды в музыкальном театре, учителем сценического ...
Ранее: 1, 2, 3, 4.
Столь скорый ввод в спектакль по тем временам не был экстраординарным. Так с молодыми артистами поступали довольно часто. Как в воду бросали. Считалось, что профессионалу няньки не положены по штату. Он должен уметь выступить в любой момент. А институт репетиторов ...
Ранее: 1 2 3.
По позднейшим рассказам Маргариты Павловны, ее бабка, дворянка Каменецкая, отчаянно противилась поступлению внучки в балет: «Ну, кого туда берут! Детей капельдинеров, парикмахеров, прачек. . . » Однако, как я уже писал, это не соответствовало действительности. ...
Ранее: 1, 2.
Это был беспрецедентный в истории театра случай, когда дирекция поддержала не заведующего балетной труппой, а молоденького начинающего танцовщика. Но победа обострила и без того натянутые отношения с начальством. Я был все время начеку. Кажется, именно в эти годы на экраны ...
Ранее: 1.
Стали удаваться тройные туры в воздухе. Во время прыжка я успевал три раза обернуться вокруг своей оси, прежде чем опуститься на землю. В перекидном жете, то есть прыжке спиной вперед, когда летящее тело как бы описывает петлю, я попробовал сделать ранверсе. Трудность заключалась ...
Ранее: 1, 2, 3.
«Кармен» в Большом театре ставил бывший актер Художественного театра известный режиссер Александр Акимович Санин (а Горский сочинял в опере танцы). Драматических актеров и режиссеров тогда довольно часто приглашали на постановку не только опер, но даже и балетов. ...
Ранее: 1, 2.
В гран па Принц с Принцессой исполняли большие сольные вариации, а два друга Принца танцевали вместе. Так что для ученика это была весьма ответственная роль. Второго друга в балете исполнял Иван Смольцов. Узнав, что ему придется танцевать в паре с учеником, он тотчас ...
Ранее: 1.
Я наблюдал Тихомирова, пытаясь понять, что же это за человек? Он всегда репетировал в пижамной куртке. Честно говоря, это было довольно смешно. В те годы существовала строгая балетная униформа. Черновые тарлатановые пачки или длинные крепдешиновые хитоны — для женщин. А ...
Ранее: 1, 2.
Балетное училище императорского театра всегда было учреждением достаточно закрытым и привилегированным. Брали туда обычно детей, чьи родители принадлежали к узкому театральному клану, либо по очень высокой протекции. До революции действовал и жесткий барьер вероисповедания. Но ...
Ранее: 1.
На оперу «Виндзорские проказницы» случайно попал мой двоюродный брат. Увидев меня сначала танцующим в окружении красавиц, а потом лазающим на четвереньках, он, естественно, не поверил своим глазам. И со спектакля пошел к нам домой спросить родителей, мог ли это быть я? ...
Ранее: 1, 2, 3.
Заинтересовавшись, я тоже стал ходить в театр. И в детские годы видел не только «Синюю птицу», но и «Село Степанчиково», «На дне», «Три сестры», «Царь Федор Иоаннович». Влияние старшего брата на меня было куда ...
Ранее: 1, 2.
Больше всего меня привлекала поэзия уличных сцен, разнообразие поз, жестов, выражений лиц. Как интересно было на Красной площади в вербное воскресенье! Нищенки стояли на паперти Иверской часовни, крестились, молились, прохожие покупали свечки. Тут же вблизи шла бойкая ...
Ранее: 1.
Я хорошо помню неказистый дом в Мыльниковом переулке, неподалеку от Чистых прудов, где у входа в подъезд висела эмалированная вывеска: «Зубной врач Мессерер. Солдатам и студентам бесплатно». Врачом мой отец стал уже будучи человеком немолодым, имея семью, четверых ...
Ранее: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12, Часть 13, Часть 14, Часть 15
Кто-то сказал, что искусство — это каннибал. Нужно все время искать для себя пути ...
Ранее: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12, Часть 13, Часть 14
Переехав в Москву, Галина Сергеевна стала заниматься у меня в классе. И я видел ее теперь не только на ...
Ранее: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12, Часть 13
Политическая обстановка в мире накалялась. 30 сентября 1938 года состоялось пресловутое Мюнхенское соглашение, ...
Ранее: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12
После возвращения с гастролей мы с Суламифью начали работать над балетом «Светлый ручей» Д. Д. Шостаковича, который в ...
Ранее: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11
Пока мы с Суламифью гастролировали за рубежом, работа над «Пламенем Парижа» подходила к концу. Мы вернулись в Москву прямо к ...
Ранее: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10
Прежде чем вступить в эпоху балетов 30-х годов, я должен вернуться к тому времени, когда остался в Большом театре без Горского. Это трудное время многое ...
Ранее: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9
В 1929 году я подписал первый в своей жизни контракт на заграничное турне. Буржуазные Латвия, Литва, Эстония. Ехали мы в эти неведомые страны с Викториной ...
Ранее: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8
В 1926 году в театре был поставлен балет «Эсмеральда», в котором вновь засверкала Екатерина Васильевна Гельцер, смыв скепсис своих отрицателей. Готовила балет ...
А теперь оставим ненадолго балет. Я хочу рассказать о Маяковском. Я писал, что увидел его впервые на репетициях «Мистерии-буфф» в 1921 году. И вдруг вспомнил, что это было не совсем так. Я видел его раньше. У меня был школьный приятель, родственник Бурлюка. Однажды он затащил ...
Моя судьба сложилась так, что я стал одновременно танцовщиком и педагогом. Сразу по окончании хореографического училища Владимир Александрович Рябцев, который был директором вечерних двухлетних курсов при Большом театре, пригласил меня давать уроки классического танца. На курсах занималась ...
В 20-е годы солист принимался в театр по контракту, который дирекция подписывала с ним перед каждым новым сезоном. На мой взгляд, это имело свою положительную сторону. Актер не мог быть рантье и стричь купоны былых заслуг. Творческая единица любого ранга находилась, так сказать, в постоянной ...
Я задумал эти записки как размышление о труде танцовщика. Ведь балет, подобно другим видам искусства, есть средство общения художника со своими современниками. И потому артист балета должен не только выработать виртуозную технику, но и подчинить тело разуму, и движением, танцем нести мысль и ...
В первые послереволюционные годы Большой театр все еще жил старыми традициями. А это, в частности, означало «затирание талантливого молодняка, консервирование его долгими годами в кордебалете. . . », — как писали молодые балерины в октябре 1927 года в журнале ...
День мой теперь был уплотнен работой до предела. Кроме общеобразовательных предметов мы изучали историю искусств, музыку. Именно в школе я постиг ее азы — стал играть гаммы и ганоны. Обрусевший француз мсье Понс учил нас фехтованию. А сын знаменитого клоуна Альперова занимался с нами ...
Частных студий, как я вскоре убедился, действительно было много. Театральная жизнь кипела всевозможными дерзаниями, экспериментами, отрицаниями. И в этом «шквале обновления», вызванном революцией, чуть ли не каждый день рождались новые студии. Любой артист мог снять помещение и ...
Начну с начала, опишу все по порядку. Представьте себе человека, который сидит у столь большого окна, что, не поводя головой из стороны в сторону, он не может увидеть все, что видно в окно. День сияет, ночь смеркается лишь на мгновение, человек давно уже так сидит, поводит головой из ...