Ранее: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Во время своего пребывания в Англии Павлова тратила много времени на посещение балетных школ. Иногда она устраивала специальные просмотры, но чаще всего намечала подходящие кандидатуры для своей труппы, просто наблюдая за ученицами во время их занятий. Не было случая, чтобы она отказалась посмотреть претендентку. Часто, если Павлова даже находила, что девушка ей не подходит, она давала ей ценные советы. По отношению ко всем членам своей труппы она играла роль доброй аристократической «плетки», хотя такое сочетание слов и может показаться парадоксальным. Не имея своих детей, она стала настоящей матерью для этих молоденьких английских девушек. Почти все они происходили из состоятельных буржуазных семей. Большинство из них до поступления в труппу не выезжали за пределы Англии, а если и выезжали, то лишь на континент для получения образования. Многие из этих девушек рассказывали мне, что им пришлось выдержать серьезный бой с родителями, прежде чем они добились разрешения уехать с Павловой. Они вспоминали о бессонных ночах, проведенных в ожидании родительского решения, о материнских слезах, о наставлениях перед разлукой. То, что никто из родителей впоследствии не пожалел о своем решении, красноречиво говорит в пользу Павловой. Впоследствии некоторые родители даже выражали ей благодарность за то, что она показала их дочерям мир, открыла им глаза на его сокровища.
В обращении со своими девушками, как, впрочем, и с другими людьми, Павлова была неровной — то щедрой и великодушной, то мелочной и скупой. На рождество, а иногда и в дни рождения танцовщиц она, угадывая желание каждой, преподносила им прекрасные дорогие подарки, которые сама и выбирала и вручала, а через несколько минут после такого великодушного поступка она могла неистово торговаться из-за копейки. Дандре, который вел ее дела, делал все возможное, чтобы выполнять ее распоряжения в денежных вопросах, и, как правило, у него это получалось очень хо¬рошо. Как-то одна из девушек повредила себе ногу, доктор сказал, что она не сможет танцевать в течение нескольких недель. От имени Павловой Дандре официальным тоном разъяснил ей, что согласно контракту она может либо получать сполна свой недельный заработок и сама платить врачу за лечение, либо счета будут оплачиваться труппой, а остаток будет выдаваться ей на руки. Так как танцовщица ни о каком контракте не имела понятия (насколько мне известно, никаких контрактов с членами труппы вообще не заключалось), она, естественно, была несколько озадачена, но все же решила, что будет вернее предоставить оплату счетов труппе. В день получки, когда Дандре выдал ей ее обычное жалованье без всяких вычетов, она честно напомнила ему об их разговоре. Пожав плечами, Дандре сказал:
- О, пусть вас это не беспокоит. Я все уладил. И танцовщица продолжала получать сполна свое жалованье в течение целого месяца, хотя все это время не работала.
Павлова запомнилась многим лучше всего, пожалуй, в таких танцах, где она изображала лебедя, бабочку, стрекозу. Большая часть ее балетов представляла собой один танец или па де де на фоне кордебалета. Поэтому часто забывают о том, что в действительности она ввела в свой репертуар несколько довольно больших и содержательных постановок и что передача ею самых различных по характеру и силе человеческих чувств производила на зрителей всего мира незабываемое впечатление. Нельзя отрицать, что обычно этим ее работам не хватало единства, внутренней связи и что много ситуаций, дающих г-же Павловой возможность продемонстрировать свое чарующее искусство, а музыка этого балета написана в том ритме, который как нельзя больше подходит к ее движениям.
Главная прелесть ее исполнения для музыкального человека заключалась в той непринужденности, с которой все богатство ее технических возможностей увязывалось с детски простым ритмом музыки этого балета. Первая сцена «Жизели» позволяет г-же Павловой показать все свое искусство в воплощении простоты и непосредственности. Перед нами деревенская девушка, охваченная счастьем любви, она резвится со своими подругами, восхищается принцессой. Потом следует крушение надежд, трагедия, безумие и смерть. К концу первого акта балет, казалось бы, исчерпывает всю гамму переживаний. Нам кажется, что мы уже видели Павлову во всех состояниях. Занавес опускается и изумленный зритель не может не задуматься над тем, какой тщательной филигранной работы потребовало каждое ритмическое движение для того, чтобы с таким совершенством выразить столь разнообразные чувства.
Продолжение...