Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Биографический очерк (Артур Г. Фрэнкс, из книги 1956 года), часть 7

Ранее: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

За годы своей артистической деятельности Павлова проделала около 500 000 миль, дала тысячи представлений для многих миллионов зрителей. Многих из них она впервые приобщила к балету, так как была единственной балериной, которую им пришлось увидеть. Несомненно, Павлова более чем кто-либо вызвала интерес к балету во всем мире и многих молодых людей побудила заняться танцем. Результаты ее влияния можно наблюдать и по сей день. Трудно себе представить, как много ей приходилось работать во время этих поездок. Я могу проиллюстрировать это голыми цифрами: например, во время гастрольной поездки по США в 1925 году труппа Павловой выступила за 26 педель в 77 городах и дала 238 представлений. Ни одно представление не прошло без ее участия. В какую бы страну она ни приехала, главы государств, короли, президенты, вице-короли, мэры устраивали в се честь приемы. В Мадриде король Испании посылал ей каждый вечер за кулисы букет цветов; в Канаде она получила в подарок золотой ключ от города Квебека и почетное гражданство, в Венесуэле от президента республики — великолепную шкатулку для драгоценностей. В Хаддерсфвлде городской совет посвятил ее приезду специальное заседание, а мэр города, явившийся в театр в парадном облачении, прервал представление, чтобы произвести приветствие я вручить ей подарок — бутылку русской водки.

Популярные журналы того времени не менее, чем современные, питали пристрастие к сенсационным сообщениям, даже если эти сообщения не отличались особой достоверностью. В них писалось, что в жизни Павловой был период, когда ее деятельность носила настолько интенсивный характер, что она зарабатывала по 600 фунтов стерлингов за вечер и изнашивала две тысячи пар туфель в год. Возможно, что, как и во всех подобного рода историях, в этом утверждении была доля правды. По крайней мере однажды, у Павловой действительно был контракт, по которому она получила примерно такую баснословную сумму. Что касается туфель, то, возможно, и был такой исключительный период, когда итальянский мастер Николини, услугами которого Павлова пользовалась, изготовлял для нее в среднем две тысячи пар в год. Тем не менее вряд ли ей могло понадобиться более пяти пар туфель в один вечер. Отправляясь в далекое турне, она действительно имела обыкновение брать с собой огромное количество туфель. Через пару дней после выхода парохода в море она начинала их примерять и скоро десятки пар валялись на полу: после секундной примерки она выясняла, какие из туфель ей не годятся и браковала их. А потом раздавала их танцовщицам своей труппы.

Танцовщик во время гастрольных поездок отнюдь не ищет приключений, и все же нет ничего удивительного в том, что в тех отдаленных уголках земли, куда попадали Павлова и ее преданные помощники, им приходилось сталкиваться со всякими неожиданностями, а подчас и подвергаться опасности. Так, например, перед приездом павловской труппы в Гуаякиль (Эквадор) там вспыхнула эпидемия желтой лихорадки. Павлову отговаривали от этой поездки, но она ни за что но хотела от нее отказаться. Члены ее труппы по сей день вспоминают о тех строжайших мерах предосторожности, которые они принимали при умывании и питье; к счастью, страшной болезнью никто не заразился. А вот еще один инцидент: в Мексике существовал закон, касающийся представлений в открытом театре. По этому закону если дождь начнется в первые сорок минут с момента начала представления, то оно должно продолжаться, невзирая на погоду. В противном случае администрация обязана вернуть зрителям стоимость билетов. Однажды, когда Павлова исполняла танец «Умирающего лебедя», начался ливень. Все члены труппы поспешили укрыться от дождя, однако Павлова, которой этот закон был известен, довела выступление до конца.

Очень часто во время своих гастролей Павлова посещала такие отдаленные места, о которых никто, казалось, даже не слышал. Она не любила проторенных путей и с величайшим удовольствием осуществляла спою миссию пионера, пользуясь всякой возможностью показать свое искусство людям, выразившим желание ее увидеть. При этом она вовсе не стремилась к романтическим путешествиям. Вот, например, типичный маршрут, по которому она совершила одно из своих турне по Англии (с 3 октября по 10 декабря 1927 года):

первая неделя: Маргет, Фолкстон, Гастингс, Брайтон, Истборн, Шанклин (о. Уайт), Борнемут;

вторая неделя: Лестер, Ноттингем, Дерби, Шоффилд, Лидс, Галифакс;

третья неделя: Хаддерсфилд, Брадфорд, Блэкберн, Лландидно, Хапли;

четвертая неделя: Манчестер, Уоррингтон, Ливерпуль, Престон;

пятая неделя: Бирмингем;

шестая педеля: Глазго, Дапди, Абердин, Перт, Эдинбург;

седьмая неделя: Ньюкасл, Мидлсбро.Уэст-Хартлпул, Дарлингтон, Йорк, Гулль (Халл);

восьмая неделя: Ньюарк, Оксфорд, Портсмут, Борнемут;

девятая неделя: Бристоль, Кардифф, Суонсл, Плимут, Торки, Эксетер;

десятая неделя: Челтнэм, Киддерминстер, Вустер, Регби.
 

Продолжение...