Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творчество Александра Радунского (Часть 2)

Ранее: 1.

Александр РадунскийНадолго запомнился его чудаковый доктор Гаспар в балете-сказке Оранского «Три толстяка» (1935). Это была его первая ответственная партия, снискавшая молодому артисту заслуженный успех. С большой человечностью и мягкостью рисует он образ добродушного старика-ученого. Подчеркивая его суетливость, его немощную походку и усиленную жестикуляцию, легко можно было «переиграть», создав шарж вместо реалистически полнокровного образа. Радунскому, однако, никогда не изменяет безукоризненное чувство меры. В особенности это заметно в отлично сыгранной им роли Хана в балете «Конек-Горбунок», в которой так ярко раскрылось его комедийное дарование. Он проводит всю партию необычайно легко, иронично, неизменно рождая улыбки в зрительном зале, заражая публику своим искренним весельем и оптимизмом.

Радунский создал также ряд запоминающихся танцевальных партий драматического жанра. В «Ромео и Джульетте» он играет непреклонного старика Капулетти, представителя средневековой знати, в котором чувство родовой мести выше отцовского чувства любви. Тонко найденными выразительными средствами рисует артист характер этого черствого человека, сознание которого затуманено вековыми предрассудками.

Александр РадунскийОчень своеобразный, не столько смешной, сколько трогательный портрет «рыцаря печального образа» нарисовал Радунский в своем Дон-Кихоте. Это прежде всего — человек большой души и пламенного сердца, глубоко переживающий несправедливость и готовый в любую минуту обнажить оружие в защиту обиженного. Пусть меч дрожит в ослабевшей старческой руке, пусть Дон-Кихот кажется норой смешным, но под его немощным внешним обликом скрывается неукротимый дух, вера в торжество справедливости, беззаветная любовь к людям. В этом глубоко человечном образе артист с большим чувством оттеняет его величайший гуманизм. Особо должна быть отмечена работа Радунского над ролью советского капитана в балете «Красный мак». Несмотря на то, что в либретто балета не заложено достаточного материала для создания убедительного образа, артист, опираясь на превосходную глиэровскую музыку, сумел нарисовать портрет обаятельного и благородного советского человека. Отдельными характерными штрихами в сценах с китайскими кули, их молодым вожаком Ма Ли-ченом и танцовщицей Тао Хоа артист умело подчеркнул дружеские, товарищеские чувства капитана советского корабля. С подкупающей сердечностью и теплотой проводит он сцену прощания с Тао Хоа.

Нельзя не упомянуть и созданной им роли Петра I в другом балете Глиэра — «Медный всадник». Несмотря на всю сложность этого исторического образа, артисту удалось показать стремительность, необычайную энергию и непреклонную волю мужественного преобразователя старой боярской Руси. Будучи одним из наиболее выдающихся характерных танцовщиков, Радунский в то же время является и балетмейстером-постановщиком, много поработавшим в области создания советского балетного спектакля. В содружестве с артистами балета Н. Попко и Л. Поспехиным он поставил на сцене филиала Большого театра сказку «Аистенок», в образах которой была претворена тема интернациональной дружбы всех простых людей на земле. В интересных, занимательно придуманных ситуациях встречались здесь пионеры-школьники со своими очеловеченными четвероногими друзьями.

Александр РадунскийДругим спектаклем, осуществленным Радунским и его товарищами по работе, был балет «Светлана», поставленный в 1939 году. В правдиво намеченных образах этого советского балета была показана наша героическая молодежь, наши юноши и девушки, с энтузиазмом строящие социалистический город на Дальнем Востоке. В 1942 году Радунским был поставлен балет Юровского «Алые паруса» (по мотивам А. Грина). Кроме того, им поставлено большое количество балетных номеров в театре и на эстраде. Он принимал деятельное участие, как балетмейстер-постановщик, в ансамблях песни Советской Армии, Военно-Морского Флота, Военно-Воздушного Флота, железнодорожников и целого ряда других.

Радунский с честью представлял советское балетное искусство за пределами нашей страны. В 1949 году он участвовал в гастрольной поездке артистов балета в Польскую Народную Республику, в 1954 году выступал в Берлине и других городах Германской Демократической Республики в отрывках из балетов «Ромео и Джульетта», «Бахчисарайский фонтан», «Лауренсия», «Шурале» и «Гаянэ». В 1955 году он работал в качестве постановщика танцев в Центральном ансамбле группы советских войск в Германии. Плодотворная творческая работа артиста получила высокую оценку. В 1937 году А. И. Радунский был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР. В связи со 175-летием Большого театра он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Свой богатый сценический опыт Радунский с успехом передает молодому поколению артистов, ведя большую педагогическую работу. Одновременно он является балетмейстером-репетитором Большого театра, занимаясь с ведущими артистами балета.