Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Биография Александра Степановича, часть 2.

ПироговРанее: 1.

Особое место занимает в репертуаре Пирогова партия Сусанина в опере «Иван Сусанин» М. Глинки. Перед Пироговым стояла задача создать образ русского патриота, простого человека, жертвующего своей жизнью за родину. В первом действии Сусанин — Пирогов — умный,- честный крестьянин, любящий отец. Но при этом все его помыслы сосредоточены на судьбе родины, находящейся в опасности. «Горе русским людям, коль Москва под власть врага падет», — говорит Сусанин. Образ Сусанина вырастает в исполнении Пирогова постепенно. Когда в избу Сусанина врывается отряд польских воинов, в разговорах и поведении Сусанина — Пирогова впервые начинает вырисовываться будущий народный герой. У него созревает план завести врагов в лесную чащу. Необыкновенно трогательно проводит Пирогов сцену прощания с дочерью; скупыми жестами, одними интонациями голоса артист дает почувствовать, что Сусанин не вернется больше домой, и в тот момент, когда он твердо произносит: Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за родную Русь! — образ Сусанина предстает во всем его величии. Кульминацией оперы является сцена в лесу, куда завел поляков Сусанин. Пирогов достигает здесь подлинного трагизма. Сколько нежности и тепла звучит в его голосе, когда он вспоминает о детях! Но вот поляки требуют от него ответа: куда он их завел, — и торжествующе мощно звучит голос Пирогова—Сусанина: «Встает моя заря, последняя заря. Я шел на смерть за Русь...» Самая яркая партия в репертуаре Пирогова — Борис Годунов в одноименной опере М. П. Мусоргского.

Образ Бориса, созданный Пироговым, многогранен. В его основе — непримиримое противоречие между народом и царем, как главная идея народной музыкальной драмы Мусоргского и как главная причина душевных страданий Бориса. Уже в первом монологе Бориса «Скорбит душа...» в исполнении Пирогова слышится нота тревоги, которая как бы нарастает в арии-монологе второго акта «Достиг я высшей власти...» Дальше, в сцене с Шуйским, во время рассказа о смерти царевича Димитрия Борис — Пирогов напрягает все душевные силы, чтобы не выдать своего ужаса перед содеянным преступлением: никто не должен видеть его тяжких мук. Но вот уходит Шуйский, и перед зрителями — сломленный страданиями человек, находящийся на грани безумия. С волнением проводит актер сцену прощания с сыном; сколько душевной скорби звучит в его обращении к Федору: «Сестру свою, голубку, береги... ты ей один хранитель остаешься...» И, наконец, последним напряжением воли и сил поднимается Борис — Пирогов с возгласом: «Я царь еще!» и падает мертвым. Глубоко раскрывая драматическое и музыкальное содержание образа, Пирогов дополняет его тонким рисунком роли, глубоко продуманным гримом. Обладая большим, многосторонним талантом и мастерством, Пирогов с одинаковым блеском исполняет и партию Мефистофеля в опере «Фауст» Гуно, и яркий комедийный образ Дон Базилио в опере «Севильский цирюльник» Россини, и многие другие. В репертуаре Пирогова свыше тридцати пяти партий, из которых двадцать пять исполнены на сцене Большого театра. Являясь одним из ярких представителей русской классической школы пения, Пирогов органически сочетает высокое вокальное мастерство с подлинно реалистической манерой воплощения музыкально-драматических образов. В 1934 году А. С. Пирогову присваивается звание заслуженного деятеля искусств. В 1937 году он награжден орденом Ленина, ему присвоено звание народного артиста СССР. В 1943 году за многолетние выдающиеся достижения в области искусства Пирогов был удостоен Сталинской премии первой степени. В 1949 году Пирогов за исполнение партии Бориса Годунова был вторично удостоен Сталинской премии первой степени. В 1951 году в связи со 175-летием Большого театра он награжден вторым орденом Ленина.