Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Биография Александра Степановича, часть 1.

ПироговНародный артист СССР, лауреат Сталинской премии Александр Степанович Пирогов родился в Рязани в семье крестьянина, Все в семье Пороговых были щедро одарены голосами. Дед, отец, четыре брата Александра Степановича — все пели. Но до революции лишь старший 6paт — Григорий Пирогов — сумел стать солистом Большого театра. Окончив в 1917 году рязанскую гимназию, Пирогов поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. Одновременно он учился в Филармоническом училище. В 1922 году Пирогов по конкурсу был принят в оперу бывш. Зимина (Москва), а в 1924 году приглашен в Большой театр Союза ССР, где вскоре занял ведущее положение. С первых же шагов на оперной сцене Большого театра Пирогов показал себя не только одаренным певцом, но и артистом, умеющим упорно и настойчиво работать над собой. Голос красивого тембра, прекрасная дикция, смелое и оригинальное раскрытие образа — вот те ценные художественные качества, которые позволяют Пнрогову глубоко проникать в авторский замысел и создавать яркие образы в таких противоположных партиях, как мельник в «Русалке», Дон Базилио в «Севильском цирюльнике», Мефистофель в «Фаусте». Одним из лучших образов, созданных Пироговым, является мельник в опере «Русалка». В его изображении это натура простая, непосредственная, немного с хитрецой.

Психологически правдиво нарастает тревога отца за дочь, и уже в его фразе «если князь берет невесту, можем ли мы помешать» чувствуется обида и бессильный гнев; а когда он узнает, что дочь покинута, сколько горя звучит в его возгласе: «Так вот в чем дело!» Подлинной трагедийности достигает артист в сиене встречи сумасшедшего мельника с князем; он узнает его и с тяжким стоном падает на землю, а затем скорбно жалуется на свое одиночество. С захватывающей силой звучит ответ Пнрогова на предложение князя пойти в его терем: «В твой терем? Нет.спасибо, заманишь, а потом, пожалуй, удавишь ожерельем...» Все эти тончайшие переходы от одного настроения к другому артист передает с большой выразительностью и волнующей правдивостью. Интересный образ Галицкого создает Пирогов в опере «Князь Игорь» А. П. Бородина. Галидкий — не только пьяница и бездельник — это грубый насильник и алчный захватчик, готовый для удовлетворения своего честолюбия предать интересы родины. С большой экспрессией проводит Пирогов сцену разгула, где исполнением знаменитой арии «Кабы мне дождаться чести на Путивле князем сести» глубоко раскрывает низменную сущность Галицкого. В опере Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка» Пирогов поет партию Ивана Грозного. Замечательно проводит артист сцену в тереме Токмакова: первую встречу с Ольгой, в чертах лица которой он узнает когда-то любимую им женщину, ее мать, боярыню Веру Шелогу; под нахлынувшими воспоминаниями смягчается сердце грозного царя, и мягко звучит голос Пирогова: «Да престанут все убийства, много крови, притупим мечи о камень...» В 1938 году Пирогов создал образ матроса, борца-революционера Вакулинчука в опере «Броненосец «Потемкин» Чишко. Перед зрителем вырастал подлинный организатор восстания, сильный, сдержанный, всем своим существом преданный великой идее революции. Умирая, Вакулинчук завещает товарищам: «Один за всех, все за одного...» В эти слова Пирогов вкладывал подлинную революционную страстность, сцена смерти Вакулинчука запоминалась, как один нз самых волнующих моментов в спектакле.

 

Продолжение...