Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

«Спящая красавица», Королевская опера, Лондон

«Спящая красавица»Екатерина Крысанова и Артем Овчаренко блистают в роскошной постановке балета Петипа

«Спящая красавица», которую Большой балет показывает до пятницы включительно, представлена в постановке, осуществленной Юрием Григоровичем в 2011 г. к открытию реконструированного здания Большого театра. В свое время я имел удовольствие отрецензировать ее: несмотря на пару энергичных купюр в прологе, это достойная редакция, с роскошной постоянной барочной декорацией Эцио Фриджерио и не менее роскошными костюмами Франки Скуарчапино — и та, и другие великолепно смотрятся на сцене Ковент-Гарден. И так все восхитительно — а выступление Екатерины Крысановой — Авроры и Артема Овчаренко — Принца делает все еще более восхитительным.

Партия Гамзатти, в которой Крысанова выступила на прошлой неделе, дала только слабый намек на ту артистку, что мы увидели в понедельник вечером. Эта Аврора была «колоратурной» балериной, которая с очаровательной легкостью подавала все трудные моменты и словно бисером вышивала фиоритуры па в длинных цепочках искрящегося движения, излучая самый яркий шарм. Это очень стильное прочтение, в котором мастерство Крысановой украшает привычное непривычным блеском, и жесткие каноны классики (я вспоминаю возвышенное благородство Жанны Аюповой в партии Авроры или блестящую элегантность Людмилы Семеняки) находят самую очаровательную манеру выражения в лице Крысановой. Она владеет ролью на «условиях», которые наверняка вызвали бы улыбку одобрения у Петипа: это до блеска отшлифованное исполнение, с прелестными пируэтами, очаровательно «затененными» в Сцене нереид. Артем Овчаренко в партии Дезире как будто даже и не начинает, а продолжает свой танец.

Высокий элегантный красавец, во втором акте он вылетает на сцену парящими прыжками, разрезая воздух длинными танцевальными фразами, его движения легки и академически точны, роль исполнена с изяществом. Выступая в партии принца, он и манеры имеет как у принца, под стать и его техника: двойные туры в воздухе исполняются с очаровательной соразмерностью, движения отличаются чистотой, все достойно. Я отметил, что он является учеником великого Николая Фадеечева, нашего первого появившегося на Западе московского принца, которого я очень почитаю. Овчаренко- его достойный наследник. Выступление труппы великолепно: я приветствую замечательно отвратительную Карабос Алексея Лопаревича и суетливого Каталабюта Виталия Биктимирова, а также виолончелиста оркестра, замечательно исполнившего свое соло в дуэте в Сцене нереид. Грандиозный вечер.

Клемент Крисп «Файнэншл таймс», 7.08.2013


«Спящая красавица»

Едва ли кто-то обвинит эту постановку Большого в излишней сдержанности. Минимализма нет в лексиконе этой труппы. Переработанная Григоровичем новая редакция величайшего из ныне существующих классических балетов, в результате, представляет собой постановку, осуществленную с большим размахом, рассчитанную на внешний ошеломляющий эффект. Со своими фантастическими декорациями — обилие золота, кремовых колонн и железные кованые дворцовые ворота — этот зрелищный спектакль оживает с того момента, как нас начинает бомбардировать оглушительным звучанием оркестр. Цунами звука и изображения сметает полутона и нюансы — и остается только совершенно покориться. Следуя регламенту, балет открывается выходом фей; он оказывается восхитительным, но всех затмевает Анна Тихомирова в партии Феи Смелости.

Крысанова привносит в партию Авроры легкий достоверный флер юности, ее гибкая грация и жизнерадостная манера превосходят ее технику, которая несколько страдает от лаконичности жеста, она просто слишком сдержанна. Словно в качестве компенсации все остальные танцовщики, напротив, пережимают. Каталабют Биктимирова — напыщенный фат, с аффектированно экстравагантными движениями тела и конечностей, а Злая фея Карабос Лопаревича (по традиции эта роль у русских исполняется мужчиной) — пантомимный опереточный злодей, размахивающий плащом и гримасничающий, как сумасшедший. Появление Принца Дезире (Артем Овчаренко) дает столь необходимый импульс развитию драмы во втором акте. Сказочный танцовщик с летящим прыжком и великолепным приземлением, он до кончиков ногтей принц Большого, и остается только пожалеть, что его роли отводится слишком мало сценического времени.

Переработки классики, сделанные Григоровичем, милы, культурны, но не являются выдающимися и, сверх того, не вносят слишком большого вклада в развитие сюжета. И он проваливает сцену пробуждения Авроры — кульминационный момент этой истории, переключая наше внимание на Карабос. Очень хорош финальный «парад» героев волшебных сказок, включая Красную шапочку и Волка в окружении полдюжины сосенок и совершенно замечательных Кристину Кретову — Принцессу Флорину и Дениса Родькина, вышедшего по замене в партии Голубой птицы. Все потери в драматизме адекватно восполнены исключительной зрелищностью спектакля.

Нил Норман "Сцена"/"Stage«, 6.08.2013

Последняя редакция «Спящей красавицы» Большого балета — зрелище роскошное, но не глубокое в эмоциональном отношении

Это третья постановка «Спящей красавицы», которую осуществил хореограф-ветеран Юрий Григорович для некогда руководимой им труппы. В возрасте восьмидесяти с лишним лет он снова раскрывает ее тайны, в 2011 г., когда после дорогостоящей реконструкции Большой возвращается в свое здание. Это настолько блестящая и вызолоченная постановка, насколько можно себе представить, имея в виду такой праздник. Вместо обычного потрескавшегося дворца и темного леса сценограф Эцио Фриджерио ставит обвитые виноградной лозой колонны до небес. А также монументальные черные ворота, чтобы не пускать внутрь народные массы, и раскрашенные корабли, и массивные золотые троны. Костюмы Франки Скуарчапино, созданные в ее традиционном стиле, вносят свою лепту пастельными тонами, сияющими шелками и мерцающими блестками.

У деревьев не было никаких шансов. Все это роскошно, но поверхностно, поскольку не обрамляет ту великую борьбу добра со злом, которая должна разворачиваться в границах этого балета, вместо этого превращая его в прелестное собрание сказок, в котором ничто действительно важное на самом деле не ставится на карту. От этого страдает огромный эмоциональный заряд, заложенный в музыке Чайковского, которую оркестр Большого исполняет на скорости, наводящей на мысль, будто он отчаялся успеть на последний автобус. Содержание как будто проборматывается скороговоркой — тенденция, подчеркнутая решением Григоровича разбить балет на два протяженных акта. Его вмешательства в хореографию также воспринимаются с переменным успехом: он обнаруживает стремление скорее украсить, чем очистить, и временами остатки оригинальной хореографии Петипа выглядят потерявшимися среди его новых идей. Меня особенно огорчили переделки в замечательной пантомимной сцене столкновения Феи Сирени и Карабос в самом начале спектакля. Злая фея превратилась в пантомимного злодея, хотя она и была забавной в исполнении Алексея Лопаревича, который в своем огромном плаще, как безумный Аль Пачино, стремительно носился по сцене.

Добавить драматизма происходящему мог бы двор, если бы активнее отреагировал на его появление, но все вокруг выглядели не более обеспокоенными, чем участники пикника — внезапным излившимся легким дождиком. Находившейся посреди всего этого Екатерине Крысановой — Принцессе Авроре было трудно произвести очень сильное впечатление. На нее приятно смотреть. Ее танец отличается естественностью линий. В адажио с четырьмя кавалерами она сохраняет равновесие скорее мимолетное, чем устойчивое, но всегда выглядит, как минимум, удовлетворительно. Во втором акте, дающем куда больший простор для танца, она демонстрирует на редкость стремительные пируэты. Но в ее отношениях с принцем не так много «химии», хотя меня и восхитили непринужденная элевация стремительных жете Артема Овчаренко и та скорость, с которой он пересекает сцену. Поскольку Большой есть Большой, здесь есть много такого, от чего можно получить удовольствие, включая очередное восхитительное выступление в эпизодической роли Анастасии Сташкевич. Но не все то золото, что блестит, и красота этой постановки вся лежит на поверхности.

Сара Кромптон «Телеграф», 6.08.2013

«Спящая красавица» Большого — пышное, но поверхностное явление

Новая «Спящая красавица» Большого балета, безусловно, роскошна. Начиная с богато украшенных перьями головных уборов и заканчивая тем количеством чистого золота, что присутствует в декорациях Эцио Фриджерио, — все свидетельствует о том, что это очень блестящая трактовка сюжета. Но несмотря на весь этот блеск, постановка Юрия Григоровича поверхностна. Найти теплоту и глубину в этом балете предоставлено танцовщикам — с прекрасной Авророй — Екатериной Крысановой во главе. Постановка была осуществлена к открытию реконструированного здания Большого театра в 2011 г., и нынешние представления в Лондоне — первые за пределами России. Декорации Фриджерио и столь же богатые костюмы Франки Скуарчапино отражают новые веяния в Большом театре. Хотя в труппе были разногласия, и она испытала потрясение в виде «кислотной атаки» на артистического директора Сергея Филина, она в то же время претерпевает ощутимые перемены. К середине лондонского гастрольного сезона не стали очень заметны ни могучий размах, ни особенная задушевность исполнения — а ведь это считалось визитной карточкой Большого. Телосложение и мужчин, и женщин отличается большей хрупкостью.

Труппа нацелена на более чистую, «подробную» работу стоп, исповедуя элегантность исполнения в той же мере, что и его мощь. Подобный подход мог бы подойти и для «Спящей красавицы», замечательной волшебной сказки Петипа 1890 г. Но Григорович нарушает традиционный текст, внося сумятицу в замечательную геометрию танцев, поставленных Петипа для фей. Отказываясь от тех или иных «подробностей», он делает еще и несколько на редкость немузыкальных сокращений партитуры Чайковского. Дирижер Павел Сорокин задает слишком быстрый темп: танцовщики нуждаются в большей широте дыхания. История развивается беспорядочно. У Петипа весь двор с ужасом взирает на Аврору, когда та находит веретено. Здесь же все поворачиваются к ней спиной в этот судьбоносный момент, и получается так, что на происшедшее реагирует один лишь Виталий Биктимиров — Церемониймейстер.

Пантомима — под предводительством злобной феи Алексея Лопаревича — не очень впечатляет и смотрится неестественно. Но Аврора Крысановой уверенно держится на поверхности, благополучно минуя все подводные рифы Адажио с четырьмя кавалерами и танцуя с решительностью и напором. В Сцене нереид придает своему танцу мягкость длинными, плавными движениями. Когда она находится в центре событий, ситуация улучшается, больше чувствуется необходимая атмосфера и увереннее танцует кордебалет. Крысанова достигает подлинного великолепия в последнем акте, который основательно поставлен. Артем Овчаренко, ее Принц, обладает блестящей техникой, хорошим прыжком и скоростным вращением, но редко выглядит вовлеченным в действие. Екатерина Шипулина показывает свою до блеска отполированную власть в партии Феи Сирени. Солисты танцуют неровно. Солистки феи зачастую излишне «легковесны», но гости на свадьбе демонстрируют большую уверенность, среди тех и других выделяется Анна Тихомирова — в партиях Феи Виолант и Золушки.

Зое Андерсен «Индепендент», 6.08.2013
 

«Спящая красавица» на сцене Ковент-Гарден Хотя этому балету и не откажешь в исключительной зрелищности, постановке Юрия Григоровича недостает магии сказки

Становится несколько скучно жаловаться на осуществленные Юрием Григоровичем постановки классики. Они преобладают в репертуаре Большого балета и его лондонского гастрольного сезона. И хотя «Спящая красавица» — не худший пример его лишенного вдохновения воображения, все же мне хотелось бы видеть больше сказочной магии в этом ключевом русском балете XIX столетия. Хореография делает виражи между выдающимся (Петипа, Санкт-Петербург, 1890) и банальным (Григорович, Москва, 2011), хотя и не откажешь в исключительной зрелищности этой постановке, которая смотрится так, словно для нее не пожалели никаких средств. Колонны декорации Эцио Фриджерио и яркие костюмы Франки Скуарчапино, безусловно, великолепны со всеми своими барочными роскошествами, хотя в них много веса имеет золото и маловато — нежность.

Невнятность изложения сюжета, всегдашняя проблема Григоровича, наглядно проявляется и здесь. В самом деле, значение проклятья и поцелуя — тех двух опор, на которых держится весь сюжет, — серьезно преуменьшено, что выхолостило присущую этой истории борьбу добра со злом. Во вторник вечером они были представлены Ольгой Смирновой, исполнившей партию благодетельной Феи Сирени, и Игорем Цвирко, исполнителем партии Злой феи Карабос, на мой вкус, излишне похожей на пантомимного злодея. Однако именно Светлана Захарова — наша Аврора собрала весь балет воедино. Она исполнительница, которую едва ли что-то может выбить из колеи, со сценическим присутствием подлинной звезды. Ее первый выход на сцену был на такой скорости, которая балерину рангом поменьше могла бы сбить с курса, и на протяжении всего спектакля она строго контролировала все, что тщательно «инспектировала», — равновесие, аллегро, свой жребий.

Царственная, изысканная и блестящая, ее Аврора величественно взаимодействовала со всем, что ее окружало. Дэвид Холберг, вошедший в историю как первый американец, ставший премьером Большого, выступил в партии Принца. Он прекрасный артист, одна из выдающихся звезд Американского театра балета/АБТ (он является премьером и там), но хотя его танец и был воплощением грации и души, чем он так славится — как и легкой кокетливостью, я не нашла, что он целиком и полностью увлечен своей Авророй. Оркестр Большого театра под управлением Павла Клиничева исполнил музыку Чайковского, которая есть самая грандиозная составляющая этого балета, очень громко и быстро, хотя и очень мило в иных местах. «Спящая красавица» будет показана еще дважды — сегодня и в пятницу.

Дебра Крейн «Таймс», 7.08.2013

Большой балет: "Баядерка"/"Спящая красавица« Королевская опера, Лондон Великолепные выступления отдельных танцовщиков повышают уровень слегка напыщенных постановок

Что-то в традициях русского императорского балета всегда было близко к высококлассному мюзик-холлу: пикантные исполнители-детишки, экзотические танцы и сказочно дорогостоящие декорации. В нынешних постановках Большого — «Баядерке» и «Спящей красавице» — можно увидеть элементы контактерства с той более кричащей и безвкусной эпохой. Юрий Григорович пока все еще с готовностью позволяет зрелищности победить и хороший вкус, и хороший театр. Загримированные в черный цвет дети, скачущие в «Баядерке», ухитряются быть одновременно и оскорбительными для вкуса, и скучно-надоедливыми и — вместе с парадом рабынь с попугаями, барабанщиков и факиров — заслоняют собой развитие сюжета.

В «Красавице» декорации с бьющей в глаза позолоченной роскошью слишком часто оттесняют на задний план подлинные сокровища оригинальной хореографии и пантомимы Петипа. И тем не менее некоторые танцовщики, занятые в таких разочаровывающих постановках, по-прежнему напоминают нам, почему эти балеты стали классикой. Ольга Смирнова в «Баядерке» очень близка к идеалу Никии. Ее неправдоподобно гибкие руки колышутся, словно шелк, исполняя заложенные в хореографии прихотливые восточные изгибы, но весь ее верх поет, создавая ощущение внутренней сосредоточенности и достоинства, придающих Никии подлинно трагическое измерение. Пеленой подобных чар обволакивает «Спящую красавицу» и Дэвид Холберг. Нисколько не обеспокоенный странно вызывающим и лихорадочным звучанием оркестра, он ступает на сцену, уже окутанный этой историей.

Его удлиненные элегантные линии достигают эмоциональной сферы сразу же, как только он вступает в действие: его Принц отличается врожденной изысканностью и романтической меланхолией. Некоторые нюансы —например, то, с какой нежностью прикасается он щекой к протянутой по направлению к нему руке Авроры, — рождают сверхчуткий и мягкий отклик у потрясающе уверенной в себе Светланы Захаровой. Превосходно танцуют и некоторые солисты: Анастасия Сташкевич искусна и музыкальна и в вариации Тени в «Баядерке», и в па де де Принцессы Флорины и Голубой птицы, в котором ее партнером был очень ловко порхавший Артем Овчаренко. На звездном уровне исполнили свои крошечные партии Мария Виноградова и Анна Тихомирова. Скорее благодаря таким исполнителям, нежели своим постановкам, Большой остается верен своему классическому прошлому.

Джудит Макрелл «Гардиан», 7.08.2013

Источник: Пресс-служба Большого театра

Смотрите также другие рецензии на балеты Большого театра ; о балете "Лебединое озеро" и о балете "Баядерка".