Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Колоратуры среди чеховских берёзок (1)

сомнамбулаКолоратуры среди чеховских берёзок

Текст: Марина Гайнович

«Сомнамбула» Беллини - в свое время безумно популярное сочинение - впервые за долгое время (больше века!) появилось на подмостках Большого. Что говорить: четыре постановки в XIX столетии и ни одной в XX! Поэтому новая постановка «Сомнамбулы» - событие, безусловно, историческое. Помню свои ощущения после премьеры: казалось, что театр совершил невозможное. Очаровательный сценический образ дополняла воздушная, словно парящая, оркестровая ткань, феерическая техника исполнителей главных партий.

Неудивительно, что эксперты «Золотой маски» номинировали практически всех участников этой постановки, -правда, их тронула Амина в исполнении Венеры Гимадиевой, которая появилась позже, в летней серии спектаклей. Пьер Луиджи Пицци - режиссер и сценограф - номинирован как художник, Энрике Маццола претендует на звание лучшего дирижера сезона, тенор Колин Ли, безусловно, составит конкуренцию в «мужской» номинации. Конечно, отмечен и художник по свету Марк Ставцев, автор автор необыкновенно нежной палитры красок - от приглушенной пастели утра до теплой синевы ночи.

«ХОДЯЩИЕ ВО СНЕ»

Чувствительная романтическая эпоха, конечно, приняла образ «сомнамбулы» в свой стан. Несмотря на то, что ученые пытались найти корень этой болезни и вычислить способы ее излечения, загадочные походы во сне, постоянное присутствие тайны, да еще и приписываемые людям с лунатической болезнью магические и медиумные способности были весьма востребованы драматургами и поэтами. Либреттист Беллини Феличе Романи, говорят, был слаб по части придумывания сюжетов - он их заимствовал. Историю «Сомнамбулы» - из парижского журнала, а принадлежала она, кстати, перу знаменитого драматурга и либреттиста Эжена Скриба. Интересно, что сюжет этот (у Романи и Беллини он уже очень далек от первоисточника) на театральной сцене появился сначала в жанре комедии-водевиля, затем - балета-пантомимы. Именно танцевальная версия стала основой для либретто оперы.

Энрике МаццолаБЕЛЛИНИ - КОМПОЗИТОР И ПСИХОЛОГ

Судя по собственным заметкам композитора, сочинял он не за столом и не у рояля: «Запершись в своей комнате, я начинаю декламировать роль каждого персонажа драмы со всем пылом и страстью и в то же время наблюдаю за модуляциями своего голоса, за ускорением или замедлением речи, наконец, за акцентами и манерой выражения, которые невольно рождаются у человека, одержимого страстью и волнением, и нахожу в них музыкальные мотивы и ритмы, какие могут выразить чувства и передать их другим людям с помощью гармонии». Только после этих опытов композитор садился за партитурный лист.

Продолжение...